Суббота, 04.05.2024, 01:53
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Март » 16 » Сценарий Святой Троицы
19:38
Сценарий Святой Троицы
Данный праздник проходит в преддверии праздника Троицы. На праздничной площадке между гостями ходят нарядно одетые девушки в сарафанах и созывают народ.
Оформление: зал оформлен в виде березового леса, из живых веточек сделана березка, поставлены столы для праздничной трапезы. Кухня подготовлена для приготовления блюд. Подготовлен компьютер, экран, проектор для проведения праздника. Ведущие – ученицы и помощницы одеты в народные костюмы.

Дети входят в зал. Участников приветствует хозяйка праздника.
- Сегодня мы собрались, чтобы провести народный праздник Троица. Участники нашего праздника – это учащиеся 5-6 классов, учителя и родители. Помощницами будут – ученицы 7-го класса. Мы узнаем о празднике, будем водить хороводы, петь песни, играть, плести веночки, гадать, дарить подарки, готовить праздничные блюда. Приглашаю всех к активному участию.
Открывает праздник музыкальный номер.
- Ученик играет народную мелодию на кантеле.

1-я ученица приветствует гостей, начинает праздник (2-й слайд):
Сергей Есенин «Троицино утро»
«Троицино утро, утренний канон
В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна…»

2-я ученица читает стихотворение (3-й слайд):
Виктор Астафьев «Троица»
Ах, Троица, ах Троица!
Зеленая пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!

Лишь только солнце двинется
И заблестит росой,
Земля, как именинница,
Возрадует красой.

Лежит пучками полными
Во всех углах полынь
И голубыми волнами
Плывет землей теплынь.

Ученица показывает иконы (4-й слайд):
- День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи. Этот день именуется Троицей потому, что именно сошествие Духа явило нам попечение всех лиц Триединого Бога о мире: сотворение Богом Отцом, искупление Богом Сыном и освящение мира Богом Духом Святым. Не случайно день Святой Троицы именуется также днем рождения Христианской Церкви.
На Троицу поминали предков, ходили на кладбище, украшали могилу цветами. Также прославляли и расцветающую природу. Символом этого расцвета была молодая березка.
На Троицын день все православные церк¬ви украшаются зелеными ветками берез и других деревьев. По полу разбрасывается свежая трава. Так с древних времен делали все христиане, так делают верующие и в на¬ши дни, потому что вся жизнь в мире рас¬цветает от Духа Божья. На Троицу в церковь люди шли с цвета¬ми и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы вы¬сушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь ис¬пользовали их как лекарство. В народе этот праздник еще называли име¬нинами земли-матушки. В это день нельзя было вскапывать (тревожить) землю.

3-я ученица (5-ый слайд):
- Четверг перед Троицей назывался зелеными святками. В этот день девушки и молодые женщины рано утром, чтобы их никто не видел, гурьбой отправлялись в лес, зеленые вет¬ки и траву собирали, чтобы на Трои¬цу - в воскресенье, чтобы украсить ими свой дом. Там они вы¬бирали молодую березку — сочную, кудрявую, с длинными пушистыми ветками. И как в пес¬не поется: «Белую березку заломаю...». Моло¬дое деревце «завивали», то есть завязывали его ветви в кольца, заплетали в косичку, пригиба¬ли ветви к земле и прибивали их колышком, украшали березку ленточками и платками. Обряд «завивания березки» пришел из да¬лекой древности. Девушки верили, что так они крепко-накрепко свяжут свои мечты и думы с полюбившимся парнем. Затем вокруг «заломанной» березки начинался веселый хоровод.
Семик достает корзину с разноцветными полоска¬ми, лентами и приглашает девочек подойти к берез¬ке, «заплести ей косы», украсить ее по старинному обычаю.
1-я ученица достает корзину с разноцветными полоска¬ми, лентами и приглашает девочек подойти к берез¬ке, «заплести ей косы», украсить ее по старинному обычаю.
(5-ый слайд):
Дети украшают березку и поют:
Праздник начинается,
Березка наряжается,
Праздник начинается,
Березка завивается!

Наряд ее мягкий чудесен,
Нет деревца сердцу милей,-
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней.

2-я ученица:
На поляне, на лугу
Гнулася березонька,
Ветки раскудрявые,
Словно длины косыньки,
Завивали девушки,
Лентой украшали.

3-ученица:
Белая березонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть,
Птиц зазывать!

1-я ученица (6-ый слайд):
- Девушки на Троицу водили хороводы, а юноши высматривать себе невест.
На такой хоровод нельзя было явиться в будничном платье, поэтому девушки появлялись в нарядах, сшитых или украшенных своими руками. Существовал даже своего рода конкурс на лучший наряд, а членами «жюри» становились многочисленные зрители со всей деревни.
- Давайте поиграем. Ответьте на мои вопросы.
Викторина.
1. Как в народе еще называли березу? (Преснец, вьюнок, повитуха, повилка, бреза)
2. Когда в дом приходили сваты, ветку каких деревьев давали на согласие, а каких – как отказ? (Согласие – береза, отказ – сосна, ель, дуб)
3. Какую птицу, крестили в день Троицы? (Кукушку)
4. Какая птица, названа в честь березы? (Березова – длиннохвостка)
5. Что означает выражение «накормить березовой кашей?» ( Наказать)
6. Как называют березовую одежду? (береста)
7. Что изготавливают из бересты? (туеса, лукошки, лапти, солонки, хлебницы и др.)
8. Как называется березовый веник, и где он применяется? ( Называется – голик и применяется в бане и для подметания)

2-я ученица (6-ый слайд) проводит игры, конкурсы:
- Давайте поиграем. Игра «Калечина – Малечина»
Вот палочка. Ее нужно поставить концом на ладонь и удержать в равновесии.
При этом надо сказать:

Калечина-малечина,
Сколько часов до вечера:
Раз, два, три, четыре, пять...
Еще долго так держать!

- Кто дольше удержит палку, тот выходит победителем. Держать палку можно и на одном пальце, и на носке ботинка, и даже на голове. Ловкачи при этом могут ходить, бегать, садиться и вставать, а калечина не должна падать.

3-я ученица. На голове у нее заранее сплетенный венок из веточек березы и цветов (7-ый слайд):
- На Троицу девушки гадали на будущее с пусканием по воде Троицких венков, загадывали жела¬ния. На голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами. Затем венки бросали в воду и наблюдали к какому берегу он пристанет, чей первым к берегу приплывет, той девушке и первой замуж выходить. В этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкую монетку - на счастье; девушки загадывали желание.

Ученица предлагает желающим взять березовый веночек, троекратно поцеловаться через него и обменяться самодельными подарками (украшения из природно¬го, бросового материала, бумаги и пр.), заранее приготовленные.
- Кто хочет сплести веночки? Ученица предлагает взять веточки березы и цветы.

Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Увесь год веселешенька!

Посередь долинушки,
На тебе, березонька
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Травка шелковая,
Близ тебя березонька,
Красные девицы
Венки вьют, плетут.

1-я ученица загадывает загадки во время плетения веночков (7-ый слайд):
Загадки
- Крашеное коромысло над лугом повисло. (Радуга)
- Меня ждут не дождутся, как увидят – разбегутся. (Дождь)
- Был тугим он кулачом, а разжался – стал цветком. (Бутон)
- Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
- Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза)
- Какое дерево – самый лучший медонос? (Липа)
- Какие цветы расцветают ранней весной? (Мать и мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник)
- Какой цветок облетает от ветра, словно он тает? (одуванчик)
- В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза)

Ученица предлагает послушать частушки. Помогает ей 2-я ученица
- Послушайте мои частушки: Нескладухи и небылицы

Вы послушайте девчата
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется
В бане парится медведь

Сидит заяц на березе
При калошах, при часах
Я спросила: - Сколько время?
- Не женатый холостой.

На болоте, на снегу
Укусил комар блоху
Сидит заяц на березе
Умирает со смеху.

Песни петь - ноги кривые
Плясать голос не дает
Я пошел бы к теще в гости
Да не знаю где живет.

У моего миленка
Плохая кобыленка
Она стояла у горы
Ее заели комары.

2-я ученица предлагает детям надеть веночки на голову и погадать (7-ый слайд):
Пойду я в зеленый сад гулять,
Сорву я со травушки цветок,
Совью я на головушку венок,
Пойду я на быструю реку,
Стану я на быстром плоту,
Брошу свой веночек на воду,
А сама подале отойду,
На свой веночек погляжу:
Тонет ли, тонет ли венок?
Тужит ли, тужит ли дружок?
Ах, мой веночек потанул,
Значит, меня милый обманул.

- Давайте погадаем. Ученица достает из корзиночки колечко. Игра «Колечко».
- На ленточку надевают ко¬лечко, связав концы ленточки, девочки становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из них, выбранная считалкой, - «кружится», т. е. ходит в кругу и ищет колечко, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждая обманывает, говоря: «У меня!» - а в это время кольцо передается другой участнице игры. Водящая хватает ее за руку и обнаруживаем, что у нее кольца нет. Колечко оказывается в другом месте. «Кружащаяся» спешит за ним. Если найдет, девочки меняются местами. Та, у кого нашли коль¬цо, начинает «кружиться».

Ученица предлагает надеть веночки и поиграть в «Ручеек».
- Давайте поиграем в «Ручеек». Все встают в пару, берутся за руки и поднимают их над головой. За ними - все играю¬щие. Из сцепленных рук получается коридор. Тот, кому пара не досталась, идет к истоку, началу ру¬чейка, и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится (выбирает себе пару). Новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, сразу идет в самое начало ручейка. Игра продол¬жается.
Играет музыка. Русская обрядовая песня «Березка – кудрявая» народного ансамбля «Родные напевы» (7-й слайд)

3-я ученица (8-ый слайд):
- Наш праздник продолжается.
- Троицын день праздник любили отмечать на природе — в лесах и рощах. Горожане выезжали на загородные вечеринки. В деревнях с утра пекли караваи и созывали гостей. А после обеда начиналось самое веселье для молодежи. Гуляли весело и шумно. В роще расстилались скатерти, на которые ставили угощение и украшенные цветами караваи, устраивали праздничную трапезу с яичницей, пирогами, лепешками
Давайте мы на наш праздник приготовим праздничное блюдо – яичницу, накроем стол встретим праздник.
Дети делятся на группы, которые получают задание:
• сервировать стол;
• приготовить чай;
• приготовить яичницу.
Ученицы – ведущие праздника и помощницы помогают выполнить задания.
После того как все задания выполнены, накрыт стол, праздник продолжается

1-я ученица приглашает всех за стол (8-ый слайд):
Гости дорогие спешите
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Эй! Не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!

2-я ученица стоит около березки. В руках у нее блюдо с приготовленной яичницей.
Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли со яичницей.

Ученица ставит на стол яичницу, все садятся за стол.
3- ученица после трапезы всех приглашает в хоровод вокруг березки (9-ый слайд).
- Всех прошу в хоровод. Завершаем наш праздник Троицу!

Мы в лесу деревьев много видим разных
Не бывает между ними безобразных.
Но красивей той березки не найти,
Что попалась нам сегодня на пути.
Вся мила она от края до вершины,
Мы решили, что справляют именины
Здесь в лесу она средь близких и друзей,
И приносим поздравления мы ей.
В честь её мы эту песню завели.
Ай да люли, ай да люли, ай люли!

Вот сосна, осинка, елочка, орех,
Поздравляем с именинницею всех.
С первых дней они все вместе здесь росли.
А да люли, ай да люли, ай люли!
Категория: Музыкальный сценарий | Просмотров: 6511 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]