Воскресенье, 05.05.2024, 01:28
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Март » 14 » Сценарий сбора пожертвований
08:48
Сценарий сбора пожертвований
Значительное место в работе зарубежных некоммерческих организаций занимает сбор частных пожертвований. Именно этот источник финансирования составляет до 80% финансовых средств американских некоммерческих организаций (10% - гранты и корпоративные пожертвования, 10% - индивидуальные пожертвования после смерти). У нас он незаслуженно обделен вниманием, в то время как этот один из самых сложных методов является и самым перспективным для российских НКО.

Мотивы донорства

Для того, чтобы просить деньги, неплохо бы поинтересоваться, почему люди их дают некоммерческим организациям. Вот мнение студентов Калифорнийского университета (в порядке приоритета):
чувство вины
альтруизм
налоговые льготы
нет родственников
на развитие местного сообщества (улучшить жизнь вокруг себя)
потому, что дали друзья
собственный имидж
имидж в глазах общественности
личный интерес
статус обязывает
желание получить что-то взамен - предмет, общение, обед, услугу…
потому, что осознают проблему
сопричастность
завязать знакомства, найти друзей
поблагодарить
лоббирование определенных общественных интересов

Это общие принципы, а в каждом конкретном случае Вам нужно знать КТО СКОЛЬКО ГОТОВ ДАТЬ НА ЧТО и ПОЧЕМУ. Это один из основополагающих принципов маркетинга.

Как просить деньги

Все методы сбора частных пожертвований делятся на две группы: методы "один на один" и сбор на благотворительных мероприятиях.

Методы "Один на один"

Это самые трудоемкие методы, которые, в основном, применяются региональными или другими крупными организациями, способными оплатить труд агентов по сбору частных пожертвований, использовать для этого штатных сотрудников организации и привлечь достаточное количество волонтеров. Они требуют много времени и усилий, чтобы организовать работу и, зачастую, немало средств на подготовку материалов и оплату транспортных расходов и телефонных переговоров. Применение этих методов также предполагает принятие мер по обеспечению сохранности собранных средств и строгий учет и контроль, поскольку у самих денег, как говорят американцы, "памяти нет".

Вот некоторые методы из этой группы:

Каждый донор - сокровище. Метод "от двери к двери"

Довольно распространенный за рубежом метод сбора частных пожертвований. Проводится индивидуальная работа с жителями, сотрудниками различных организаций и компаний. Для его применения требуются человеческие ресурсы. Агенты, штатные сотрудники или добровольцы должны быть хорошо подготовлены к работе с людьми. Они должны уметь заинтересовать людей работой организации, программой или людьми, для которых проводится сбор пожертвований. Иногда люди охотно общаются и жертвуют деньги. Бывает так, что человек смотрит интересную передачу, он может отдать доллар только для того, чтобы поскорее избавиться от волонтера или просто отказать в пожертвовании. И с первой категорией, и со второй нужна дальнейшая работа. Сначала нужно, уходя, оставить материалы об организации, затем прислать письмо с благодарностью. Американцы используют разные формы поощрения в зависимости от вклада, а размер взноса определяется от дохода человека. Если человек дал денег больше, чем просили - его можно пригласить на мероприятие, поблагодарить публично, поощрить. Если не просто приходить к человеку, а рассказывать, приводить примеры, заинтересовывать, показать, какие проблемы и как организация пытается решить, что она для этого делает, сколько на это нужно денег (других ресурсов) и чем данный конкретный человек может помочь, можно "заработать себе" постоянного донора и договориться о взносе ежемесячно или ежегодно.

Этот метод требует разработки и умелого применения различных подходов по отношению к разным слоям населения в зависимости от возраста, материального положения, социального статуса и т. д.

Сбор средств "на рабочих местах"

Один из "старейших методов сбора частных пожертвований", ему уже более 50 лет. Сначала американские организации применяли его при работе с государственными учреждениями, сейчас - с организациями различных форм собственности. Американская некоммерческая организация "Earth Share" при помощи этого метода ежегодно собирает около 8 миллионов долларов в год. В Америке люди охотно отдают деньги на благотворительные цели, т.к. это позволяет увидеть конкретный результат, повлиять на процесс их расходования, а деньги, поступающие в виде налогов в государственную казну, идут "в общий котел".

Сначала выбирается компания, предприятие или организация. Представители НКО встречаются с ее руководством и рассказывают об организации, деятельности, проектах и программах. Если компания проявляет интерес к НКО, то выбирает, в какой программе она бы хотела принять участие. Затем определяется время для проведения мероприятий по сбору частных пожертвований от сотрудников. Параллельно организацией проводится работа со своими сотрудниками / агентами / добровольцами и определяет формы и методы работы. Разрабатывается стратегия, выбираются структурные подразделения компании, и начинается работа. Организация работает с различными группами: проводит презентации, показывает видеоматериалы о деятельности или благополучателях, проводит игры, лотереи с призами, соревнования между различными отделами и т.д. Основа - налоговая льгота: человек имеет право из подоходного налога часть средств направить на благотворительную деятельность. Для этого его нужно заинтересовать и убедить это сделать. Если сотрудник согласен, что перевод за него будет осуществлять бухгалтерия, нужно только заполнить форму (заявление). Как правило, НКО приходит на встречу подготовленной и сотруднику остается только вписать в форму свою фамилию. Если человек соглашается перечислять организации по 5 долларов в неделю, что для американцев неощутимо, то в год это составит 260 долларов, а это уже весомый вклад.

Проведение акций по сбору частных пожертвований

Как правило, сценарий для всех акций стандартный: определяется сумма средств, которые нужно собрать, целевая аудитория, проводится работа со СМИ - пресс-конференции, письма в адрес редакторов местных изданий, публикуются материалы, затем разрабатываются необходимые печатная продукция, устанавливаются и оформляются копилки, проводятся различные мероприятия, по завершению - отчет перед населением и заключительное мероприятие.

Индивидуальная работа с населением

В основе - налоговые льготы для жертвователей - при приобретении ценных бумаг или собственности, посмертный дар, благотворительные трасты, страховка и т.д. Можно пожертвовать благотворительной организации недвижимость, например, свой дом. Это очень выгодно для владельцев дорогостоящей недвижимости, поскольку в США продать собственность довольно сложно (при ее продаже пришлось бы заплатить огромные налоги). Если же пожертвовать дом НКО, то он будет пожизненно находиться в собственности владельца, и тот будет получать проценты и существенные налоговые льготы - доход на протяжении всей жизни. После смерти владельца организация может продать дом и получить доход. (НКО при продаже будет освобождена от налога).

Благотворительные распродажи, лотереи.

Сбор частных пожертвований через копилки.

Средства от проведения различных мероприятий

Могут быть собраны при помощи различных мероприятий.

Примерный перечень благотворительных мероприятий, проводимых американскими организациями:
Ужины, ланчи, завтраки и т.д. - ежегодные, с целью награждения, по случаю юбилейных дат и знаменательных событий и т.д.
Танцевальные вечера, включая костюмированные.
Театральные представления, вечера, концерты.
Пикники и другие выездные мероприятия.
Спортивные соревнования, игры, выступления.
Демонстации мод, картин, выставки цветов и т.д.
Экскурсии и туры, путешествия.
Мероприятия для детей (особенно во время каникул и летнего отдыха).
Аукционы картин, предметов старины, которые пожертвовали организации доноры.
Благотворительные распродажи: рынка, ярмарки, базары.
"Продажа" услуг добровольцев: мойка машин, няни,переводчики и т.д.

Эти методы еще более сложные, чем предыдущие. Они включают и компонент "один на один" при работе по привлечению людей на мероприятия, продаже билетов и т.д., и несут элементы издержек и риска потери денежных средств (например, если организация обещала ресторану, экскурсионному бюро или театру гарантированный минимум посетителей, но его не получила). Все эти мероприятия требуют тщательной подготовки и финансового анализа. Ведь цель организации - заработать деньги, а не потерять.

Вот пример подготовки одного из таких мероприятий - празднование Рождества в Ривер-Сити. Проводится предварительный анализ, определяется сумма денежных средств, которую необходимо собрать (10 тысяч долларов), проводится сопоставительный анализ (сколько подобное мероприятие, проведенное организацией в прошлом году, принесло денег - 1 тысяча долларов), выясняются причины, определяются дополнительные мероприятия по сбору средств, которые необходимо провести в период подготовки, чтобы выйти на намеченный результат. Затем комитет по сбору средств просчитывает себестоимость мероприятия и разрабатывает план.

Другой пример - Ассоциация больных онкологическими заболеваниями планирует собрать определенную сумму денег от населения - 10 тысяч долларов. Для этого выбирается форма - проведение марша. На улице собираются люди, которые перенесли это заболевание, их друзья и родственники, представители общественности, добровольцы организации. Расписывается программа - выступления людей, рассказы о том, как удалось победить болезнь, об организациях, которые помогают заболевшим, о профилактике заболевания и т.д. Улица оформлена плакатами, фотографиями, стендами и т.д. Суть сбора частных пожертвований - каждый пришедший опускает в копилку 10 долларов. Для этого организация считает, сколько человек должны прийти на мероприятие. Затем разрабатывается план по привлечению этого количества людей: "основа организации" - штатные сотрудники, волонтеры, члены Совета директоров и сотрудники учреждений, которые являются в высшей степени мотивированными людьми - допустим, таких 200 человек, проводят работу со своими друзьями и знакомым (не менее трех человек) и убеждает их посетить мероприятие и/или пожертвовать 10 долларов. Это сделать совсем нетрудно. Таким образом, получится 6 тысяч долларов. Далее, один из трех, с которым проведена работа, приводит/убеждает внести пожертвование еще 2 и т.д.

Все это довольно сложно, но "горы не сдвинуть намерениями, а бульдозером - можно".

В Америке благотворительные организации прошли долгий путь развития. Фандрейзингом организации занимаются более 50 лет. Если в 60-70 годы американские НКО рассчитывали преимущественно на государственные источники финансирования, то с 80-х, когда произошло резкое сокращение федеральной помощи некоммерческому сектору, им пришлось обратиться к старому надежному способу - системе "общинного кошелька". Мощным стимулом для частной благотворительности являются, несомненно, налоговые льготы. Сама история НКО Америки тесно связана с историей налоговых льгот. Поэтому, естественно, применение многих методов в России просто обречено на провал. Тем не менее, богатый опыт работы НКО по сбору частных пожертвований можно и нужно использовать, по возможности адаптируя, беря не модели целиком, а отдельные принципы, методы и подходы.
Категория: Оригинальный сценарий | Просмотров: 629 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]