16:18 Сценарий пушкинский день | |
I. Учебные и воспитательные цели:
А) Образовательные: познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина; учить внимательно слушать и понимать классическую музыку; тренировать в передаче характера музыки через движения; учить двигаться легко, грациозно; развивать певческие способности, учить петь эмоционально и выразительно; добиваться четкой дикции; расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями, уточнить значение устаревших слов; учить проводить аналогии между сказками и малыми фольклорными формами (пословицами поговорками) . Б) Коррекционные: развивать мимику, пантомимику, выразительность речи и четкую артикуляцию в игре, инсценировке песни; развивать фонематический слух и формировать правильное звукопроизношение; закреплять умение ориентироваться в пространстве; повысить уровень самоконтроля за собственной речью, преодолеть застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией. В) Воспитательные: формировать чувство причастности к культурному наследию России; воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову; расширить представление детей о театре, театрализованной деятельности; воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой. II. Предварительная работа (подготовка занятия) 2.1. Организация соответствующей предметно-развивающей и речевой среды, способствующей развитию эстетического восприятия сказок и раскрытию творческого потенциала дошкольников в процессе работы. Выпустить настенную газету «Пушкин – наше все», различные издания пушкинских сказок с яркими иллюстрациями, портреты А. С. Пушкина. Познакомить с творчеством Пушкина А. С., рассказать сказки «Сказка о царе Салтане… », «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», выучить некоторые стихи, отрывки из сказок, посмотреть мультфильмы: «Сказка о царе Салтане… », «Сказка о рыбаке и рыбке». Прослушать музыкальные произведения Чайковского П. И., Сен-Санса К. ; Выучить русскую народную песню «Во саду ли в огороде… » Выучить танцы «Хоровод», «Рыбки», «Разбойники», «Восточный». 2.2. Словарная работа, проводимая перед праздником. Знакомство детей с устаревшими словами, употребляемыми в произведениях Пушкина. Показать «Толковый словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, где дается объяснение значений слов. Светлица – светлая парадная комната в доме. Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ногой. Прясть – скручивать волокна, делать нити. Корыто – продолговатый сосуд (таз) из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья. Невод – большая рыболовная сеть. Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам. Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию. III. Оборудование Дуб из картона, три прялки из дерева, скамейка, сеть с водорослями, трон, корыто, меч Реквизит для игры: рыбки с магнитами двух цветов (4 -красного и 4 - синего, два ведра (красное и синее, две удочки с магнитами на конце и корыто; шесть букв и магнитная доска. IV. Действующие лица: Ведущий учитель-логопед Кот ученый мальчик Три девицы три девочки Царь мальчик Старик мальчик Старуха девочка Рыбка девочка Царь Дадон мальчик Царевна Лебедь Девочка Мудрец мальчик Петушок мальчик Ребенок 1 мальчик Ребенок 2 девочка Ребенок 3 девочка Ребенок 4 мальчик Разбойники (2-3 ребенка) мальчики V. ХОД ПРАЗДНИКА Звучит вальс Свиридова «Метель». В празднично оформленный зал заходят дети парами. Ведущий: Ребята, сегодня у нас праздник «Пушкинский день России». Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта. Саша Пушкин родился в Москве, 6 июня 1799 г. С раннего детства воспитывался в литературной среде, няня Арина Родионовна рассказывала народные сказки, которые он помнил всю жизнь и сочинил свои (некоторые из них мы сегодня вспомним) . В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом, Из-за кулис раздается голос кота. Кот: Мяу! Ведущий: Ой, кто это? Кто-то принес кошку? Где это? Кот: Ну это же я, кот ученый (Выходит из-за кулис) Ведущий: Как же ты сюда попал? Кот: Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я же ни какой-нибудь Барсик или Мурзик. Я пушкинский кот, я по золотой цепи гуляю. А кто-нибудь знает про меня что-нибудь? Ведущий: Конечно знаем. И сейчас мы тебе это докажем, правда, ребята? Игра «Доскажи словечко» (Ведущий зачитывает стихотворения, а ребята хором договаривают в рифму) . У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том И днем и ночью кот ученый, Все ходит по цепи кругом. Идет направо -песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка - там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей. Кот: Молодцы, как я люблю умных детей. А что такое ЛУКОМОРЬЕ? Что у моря лук растет? А может быть чеснок? Ведущий: Ребята, при чем тут лук? Кто-нибудь сможет Коту объяснить, что такое ЛУКОМОРЬЕ? Ребенок 1 (держа лук из ветки) : Вот это лук из которого стреляют. Он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли ЛУКА. Поэтому ЛУКОМОРЬЕ – это изогнутый как лук морской берег. Я правильно рассуждаю, Ученый Кот? Кот: Даже очень правильно. В наших ученых кругах считают, что Лукоморье – это остров Буян. И вот на этом острове происходят чудеса. Ребенок 2: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. (приглушенно звучит музыка из пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса). Царевна Лебедь выходит, танцуя. Царевна Лебедь: Здравствуйте, красные девицы и добрые молодцы. Как услышала чудные строки, к вам скорей поспешила сюда. Ведущий: Дети, а вы знаете, из какой сказки к нам пришла эта гостья? Дети: Это царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане и сыне его Гвидоне». Царевна Лебедь: Дорогие ребята, я хочу вас пригласить на праздничный бал. Но мы сможем туда попасть, только если вы угадаете мои сказочные загадки. Итак, начинаем. Ведущий: Три девицы под окном пряли поздно вечерком… На сцену выходят три девочки, садятся за прялки, звучит русская народная песня «Прялица» в исполнении ансамбля «Березка», девочки имитируют процесс прядения. Затем девочки, встают по очереди читают стихи. Первая девочка - «Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». Вторая девочка - Кабы я была царица, - Говорит ее сестрица, - То на весь бы мир одна Наткала я полотна». Третья девочка - Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки-царя Родила богатыря». Ведущий: Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Во все время разговора Он стоял позадь забора; Речь последней по всему Полюбилася ему. Царь: Здравствуй, красная девица… Ведущий: Говорит он: Царь: Будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября. Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы. Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой: Будь одна из вас ткачиха, А другая повариха. Ведущий: Царь недолго собирался: В тот же вечер обвенчался. Царь с будущей царевной идут гордо первой парой, а две девицы за ними, плача и причитая. Дети садятся на места. Ведущий: А мы сейчас поиграем. Вам нужно из предложенных букв составить слово, которое употреблялось в старину. Мне надо для игры два человека. На магнитную доску выставляются карточки-буквы, а дети из них составляют слова ЛУК, МЕЧ. Ведущий: А какое еще чудо есть в этой сказке? Ребенок 3: Белка там живет ручная, Да кудесница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд… На сцену выходят дети, ведут хоровод р. н. п. «Во саду ли в огороде… » Царевна Лебедь: Молодцы, ребята. Хорошо знаете мою сказку. А теперь отгадайте из какой сказки это чудо? На лавку садятся старик и старуха. Старуха начинает прясть пряжу, а старик по ходу рассказывания идет к импровизированному морю и забрасывает сеть. Ведущий: Жили-были старик со старухой, у самого синего моря, Жили-были в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, - пришел невод с одною тиной, Он в другой раз закинул невод, - пришел невод, - с травою морскою, В третий раз закинул невод, - пришел невод с одною рыбкой, С непростою – золотою. Как взмолится золотая рыбка: Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море. Откуплюсь, чем только пожелаешь. Старик: Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе. Ведущий: Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо. Старика старуха забранила. Старуха: Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось. Ведущий: Вот пошел он к синему морю. Видит – море слегка разгулялось. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка и спросила: Рыбка: Чего тебе надобно, старче? Ведущий: Ей с поклоном старик отвечает: Старик: Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не дает старику мне покою: Надобно ей новое корыто, Наше-то совсем раскололось. Ведущий: Отвечает золотая рыбка: Рыбка: Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто. Ведущий: Несколько раз он обращался с просьбами, и рыбка все выполняла. Но вот однажды старичок к старухе воротился. Что же? Перед ним царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом сидит она царицей… Как увидел старик, - испугался! В ноги он старухе поклонился. Старик: Здравствуй, грозная царица! Ну, теперь твоя душенька довольна? Старуха (капризно) : Воротись, поклонись рыбке. Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою… Танец «Золотая рыбка» (Приложение 1) Ведущий: Осталась старуха у разбитого корыта. А вы умеете ловить рыбу? Игра «Кто больше наловит рыбы? » Игра проводится в форме эстафеты. Дети, стоящие в колоннах по 5 человек друг за другом, берут по очереди удочки и ловят рыбки. Ведущий: А наши чудеса продолжаются Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он. Дадон: И соседям то и дело Наносил обиды смело. Ведущий: Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел. И покой себе устроить. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшый вред ему творя… Танец разбойников Дадон: Что за жизнь в такой тревоге! Ведущий: Вот он с просьбой о помоге обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу. Выходит мудрец Дадон: Помоги, мудрец! Ведущий: Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. Появляется мальчик петушок. Мудрец: Посади ты эту птицу, - Вон на ту большую спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой. (Петушок бодрым шагом, высоко поднимая ноги, идет к стулу, встает на него) Ведущий: Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Петушок: Кири ку-ку, ку-ку-ку! Царствуй, лежа на боку. Ведущий: Год, другой проходит мирно, Петушок сидит все смирно. Но однажды на них напали. Царь к востоку войско шлет, Старший сын его ведет. Нет ответа. Царь к востоку войско шлет, Младший сын его ведет. Нет ответа. И, наконец, надевает шлем, берет меч и идет воевать сам. И промеж высоких гор Видит шелковый шатер. Появилася девица, шамаханская царица. Из палатки, оформленной под шатер, выходят восточные красавицы, танцуют «Восточный танец» (Приложение 2) Ведущий: Целую неделю праздновал Дадон, а потом по дороге домой встретил мудреца. Дадон: А, здорово, мой отец Мудрец: Царь, разочтемся, наконец. Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу. Дадон: Нет. Попроси ты у меня хоть казну, хоть чин боярский, Хоть коня с конюшни царской, хоть полцарства моего. Мудрец: Не хочу я ничего! Подари ты мне девицу, шамаханскую царицу. Дадон: Нет. Ничего ты не получишь, Сам себя ты, грешник, мучишь; Убирайся, цел пока; Оттащите старика. Ведущий: Петушок спорхнул со спицы, К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя С колесницы пал Дадон – Охнул раз, - и умер он. (Дадон падает на пол) Мудрец, Петушок, Дадон (хором, взявшись за руки: Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок! Царевна Лебедь: Ну, как, дети, узнали, какая это была сказка? («Сказка о золотом петушке»). Вижу, вы сказки хорошо знаете. Ведущий: В русском языке часто используют пословицы (краткие изречения с назидательным смыслом). Скажите, действия героев какой сказки Пушкина (которые мы посмотрели сегодня) подходят к пословице: Ребенок 4: Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел). Дети «Сказка о рыбаке и рыбке». Ведущий Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности). Дети: «Сказка о золотом петушке» Ведущий: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного) Дети: «Сказка о царе Салтане… » Ведущий: Ребята, вы знаете сказки Пушкина, вы сегодня хорошо играли роли, всем было весело и интересно. Пока будет Россия, в душе каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом. А наш праздник заканчивается! Танец «Вальс» (Приложение 3) . Приложение (Приложение 1) Танцевальный этюд «Танец золотой рыбки» Музыкальное сопровождение «Аквариум» Сен-Санс Участвует пять девочек. Костюмы: золотистые (желтые) юбки, белые купальники, чешки. Девочки стоят в левом нижнем углу зала, в колонне, руки опущены вниз, слегка отведены назад. 1-8 такты. Мелким бегом выбегают первые две девочки и встают парами, перед зрителями, образуя одной рукой «Воротики», другая рука за спиной. 9-16 такты. Также выбегают следующие две девочки и встают за первой парой, тоже образуя «Воротики». 1-16 такт. Девочка «Рыбка» мелким (семенящим) бегом проходит в «Воротики», берет за руку девочку № 3, та берет за руку девочку № 4, затем № 1, № 2. И все девочки «Цепочкой» за рыбкой выходят в шеренгу и девочки № 1и № 2 поворачиваются спиной к зрителям. В шеренге выполняют танцевальный рисунок «Солнышко», затем разбегаются на две «Стенки». Рыбка остается в центре. 1-8 такт. Девочки № 1 и № 3 повторяют рисунок 1-8 такта. 9-16 такт. Девочки № 2, № 3 повторяют рисунок 9-16 такта. 1-16 такты. Рыбка опять «проплывает» в «Воротики» и выводит девочек цепочкой в шеренгу. 1-32 такты. Рыбка закручивает девочек в «спираль», затем последняя девочка раскручивает спираль и уводит в колонне в левый угол зала. (Приложение 2) Восточный танец Музыкальное сопровождение – «Караван» Хуана Тизола Участвуют 6 девочек. Костюмы: восточные шаровары, платки на бедрах. Основной ход танца – мелкие шаги на носочках. И. п. Дети стоят вдоль боковой стены друг за другом. 1 фигура Девочки идут друг за другом, вращая кистями рук то вправо, то влево. Выстраиваются в шеренгу перед ковром (музыка А и ее повторение) . 2 фигура (повторяется 4 раза) Движение руками «волна»: на «пружинке» руки ведут через них по кругу и фиксируют в положении «кисть над кистью» справа. Затем те же движения оканчиваются слева (музыка В) . 3 фигура (повторяется 4 раза) Девочки становятся на правое колено, движениями имитируют «причесывание волос» поочередно то слева, то справа (Музыка А). На повторение музыки А, смотрятся в зеркало. 4 фигура Идут за ведущей, повторяя движения рук 1-й фигуры, образуя круг (музыка В) . 5 фигура Сходятся в центр, исполняя «волну» перед собой. Соединяют ладони над головой и кружатся (Музыка А). Затем отходят назад, опять кружатся и с концом музыки выстраиваются в колонну друг за другом (повторение музыки А) . 6 фигура (повторяется 2 раза) «Бог Шива». Каждая нечетная девочка поднимает руки вверх, чуть в стороны, ладонями к потолку, затем фиксирует их в положении «чтение молитвы» - руки сложены перед грудью, ладонями вместе, подбородок упирается в грудь. После этого руки опускаются вниз, чуть в стороны, ладони параллельны полу, смотрят в пол и опять принимают положение «чтение молитвы». Каждая четная девочка выполняет все те же движения наоборот (музыка В) . 7 фигура Девочки идут за ведущей вперед, продолжая движения руками. Затем расходятся: нечетные – вправо, четные – влево. Идут вдоль боковых стен и встречаются на полукруге, вокруг ковра. Садятся по-турецки. (Приложение 3) Танцевальный этюд «Вальс» Музыкальное сопровождение «Вальс» Свиридова Участвуют четыре мальчика и четыре девочки. Девочки и мальчики стоят в правом верхнем углу зала. 1-8 такты. Мальчики, держа руки за спиной, выбегают в колонне по диагонали, образуют внутренний круг. 9-16 такты. Девочки выбегают также, образуют внешний круг, встают напротив своего мальчика. 1-16 такты. Мальчики и девочки выполняют по два приставных шага с полуприседанием сначала влево, а затем вправо (2 раза). Получается в противоходе. 9-32 такты. Бег на полуносочках в противоходе с выходом на «стенки» и встают лицом друг к другу. 1-8 такты. Четыре приствных шага вперед с полуприседанием навстречу друг к другу. 9-16 такты. Мальчики садятся на левое колено, подают девочкам правую руку. Каждая девочка обегает своего мальчика. 1-8 такты. Мальчики встают с «колена». Дети выполняют четыре приставных шага с приседанием, меняясь «стенками» 9-16 такты. Поменявшись «стенками», девочки и мальчики в колонне опять бегут на два круга (мальчики – внутренний, а девочки – внешний круг) . 1-16 такты. Повтор. Приставочные шаги влево-вправо по два с полуприседанием. 9-24 такт. Мальчики из левых рук делают «звездочку» во внутреннем своем круге, а правую руку подают девочкам. Девочки подают мальчику левую руку, а правой придерживают юбочку. Бегут в одном направлении по кругу («Карусель») . 24-32 такта. Пары из «Карусели» выбегают в две линии, совершают круг по залу и выстраиваются на поклон. | |
|