08:46 Сценарий открытого урока по обж | |
Использованы:
- стихотворение В.С.Шефнера «Лесной пожар», - методические разработки педагогов г. Ижевска (Пожарная азбука для детей. Методические рекомендации по проведению мероприятий с детьми для педагогов образовательных учреждений /Болотина Н.И., Швецова Г.Ю. и др. – Ижевск, 2008) - популярная музыка отечественных композиторов в интернет-версиях Благодарность за создание фонограммы Тарасову Борису, звукооператору творческой группы «Трасса 60» (г.Смоленск) Оборудование: платок для Бабы яги, 2 шапочки зверюшек, шапка егеря, модель огнетушителя, шапочка снегурочки, лопата, ведро, веник из свежих веток, дудочка, шапочки туристов, красные шарфы 10 шт. Атрибуты разложены на заднем плане. Участники отходят, берут и возвращаются на свое место. Методические рекомендации. Действенной формой информационно-наглядной работы по обучению детей и подростков пожарной безопасности является сценическое творчество. Использование потенциала творческой деятельности воспитанников в пожарно-профилактической работе позволяет решить несколько задач: - расширение охвата воспитанников обучением пожарной безопасности через вовлечение в работу детей и подростков, не имеющих возможности по состоянию здоровья принимать участие в мероприятиях спортивной и пожарно-прикладной направленности; - самореализацию потребностей и способностей воспитанника к публичной творческой деятельности, раскрытие потенциала личности, формирование коммуникативных навыков и креативности; - активизацию познавательной деятельности детей и подростков по изучению пожарной безопасности в процессе подготовки сценариев, мультимедиа продуктов, печатной продукции; - активизацию познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в отношении пожарной безопасности в процессе участия в творческих мероприятиях, проводимых для них подростками; - привлечение творческого потенциала родителей воспитанников в форме помощи своему ребенку при подготовке информационно-наглядной продукции, тем самым решая задачу интеграции семейного воспитания и дополнительного образования. Агитбригада юных пожарных справедливо считается хорошо зарекомендовавшей себя с 1950-х годов формой работы. Характерное отличие в методике работы по сравнению с иными объединениями театрального характера – динамичность процесса подготовки сценического продукта, использование различных жанров, мобильность, то есть готовность легко переместиться для выступления на любую площадку. При организации агитбригады важно сотрудничество нескольких педагогов – специалиста в области сценического искусства и специалиста в области пожарной безопасности. К сожалению, приходится отмечать, что изредка можно при просмотре конкурсных программ художественной самодеятельности видеть выступления, безупречные с точки зрения режиссерской работы, но изобилующие некорректными терминами или рекомендациями, в том числе использующие термин «пожарник», который, как известно, обозначает не сотрудника Пожарной охраны, а погорельца, лицо, пострадавшее на пожаре. В нашей системе работы практикуется совместное написание сценариев руководителями театрального объединения и методистами по обучению пожарной безопасности, что позволяет сделать готовый материал с одной стороны, педагогически целесообразным (дидактическим, развивающим и воспитывающим), а с другой стороны – несущим элементы развлекательности, зрелищности и других присущих агитбригаде эффектов психологического воздействия на зрителя. Отбор литературного и информационного материала чрезвычайно важен. Он должен быть интересен детям, и в то же время соответствовать педагогическим требованиям, так как представления о юморе, о критерии смешного у педагогов и подростков могут значительно расходиться. Источниками литературного материала могут служить классические детские произведения о пожаре и пожарных, в том числе стихи К.И.Чуковского «Путаница», произведения С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», басня И.А.Крылова «Огонь и Роща». Возможно внесение корректив в имеющиеся тесты популярных песен, что неизменно пользуется успехом у подростков. Многие педагоги совместно с воспитанниками пишут самостоятельные тексты или перерабатывают творчески народные сказки, известные произведения. Конкурсы литературного творчества, экспресс-конкурсы на лучшую противопожарную частушку, игры-буримэ также формируют копилку литературного материала, который после педагогической обработки может быть использован при разработке сценария. Создание оптимальной схемы координации деятельности объединений дополнительного образования детей и досуговых программ, связанных с организацией и проведением информационно-наглядной работы пожарно-профилактического характера позволяет говорить о комплексной системе деятельности, позитивно влияющей на всестороннее развитие детей и подростков, формирование у них прочных и осознанных знаний, умений и навыков по пожарной безопасности и действиям в опасных ситуациях, а также приобщение воспитанников к социально значимой деятельности, воплощенной в реальных творческих и социальных продуктах В данном сценарии учтены традиции классической агитбригады – минимальное количество костюмов и реквизита, роли обозначаются быстро сменяемыми шапочками. Отсутствуют декорации, что делает постановку мобильной и воплощаемой на любой сценической площадке. Время исполнения от 5 до 15 минут в зависимости от режиссерского решения. Возможно исполнение самими детьми песенных вставок, замена перестроений протанцовками. Возрастная адресованность: 7-12 лет (1-6 класс) Количество участников: минимальное количество – 4 человека, из них обязательно одна девочка, так как имеются 2 «женские» роли – Баба-яга и снегурочка. В тексте они расположены таким образом, что исполнить их может и одна участница. Данный сценарий предусматривал участие 9 детей. Ход выступления. Участники находятся по бокам сцены. Грозная музыка (фонограмма ОГОНЬ). Выходит девочка, читает стихотворение В.С.Шефнера «Лесной пожар» Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туманы И ожил потухающий костер, И сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес пошел, Как вспуганная стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. Звучит фонограмма детского хора из припева песни «Лесные пожары» (к/ф «Граница. Таежный роман»)- 6 раз повторяется фраза «лесные пожары». Выбегают, кружась попарно участники с красными шарфами, занимают свои места справа и слева от первой девочки. Взмах шарфом, застыли. 1 участник: Ежегодно на планете сгорает до 520 квадратных километров леса, Фонограмма кусок 1 куплета, протанцовка девочек 2 участник: В нашей богатой лесами стране существует специальное подразделение для тушения лесных пожаров – Авиалесоохрана. 3 участник: Авиалесоохрана России родилась 7 июля 1931 года, когда с аэродрома города Урень Нижегородской области поднялся самолет ПО-2 для патрулирования лесов. 4 участник: С 2003 года на вооружении лесных пожарных стоит самолет-амфибия Бе-200. Он способен набирать на глиссировании от 6 до 12 тонн воды. Перестроение в самолет( центральная участница на месте, остальные делают попарно шаги назад, образуя клин). музыка «Первым делом самолеты» (к/ф «Небесный тихоход»). Движения руками, имитирующие движение крыльев самолета. 5 участник: Стальные крылья донесут К людской беде нас всюду срочно. 6 участник: Опасен выбранный маршрут, Зато на место вышли точно. Все: Десант идет, десант в пути 7 участник: Нас вновь зовет сигнал «Спасите!» И мы обязаны спасти, Все: Идем на помощь, ждите, ждите!! Фонограмма «звук летящего самолета». Улетели, качая крыльями (поворот кругом). Развернулись, вышли хороводом. Те же шарфы надеты как платки, надеты у девочек. Девочки: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Искры летят, Колокольчики звенят. Диди-дили-дили-дон, Выбегай скорее вон! Все: поворот к центру, руки козырьком. Дым стоит под небеса (поворот в другую сторон, другую руку козырьком) То горят, горят леса 8 участник, обрывает пение: Нет, так дальше продолжаться не должно! 9 участник: Правильно! Ударим пеной по рыжей опасности! 10 участник: Развенчаем ложную романтику красного петуха! Фонограмма «Небо, дай дождя» 1 куплет и припев. Протанцовка с шарфами. Фонограмма Песня «У леса на опушке жила зима в избушке». Участники выходят русским народным шагом. Все. Поют: У леса на опушке Жила Зима-старушка, Она сушила пряжу В березовой кадушке. Она топила печку Соломой и бензином И потому пришлось нам Спасать старушку зиму! Фонограмма «частушки бабки ежки» (мультфильм «Летучий корабль»). Участники – лесные насекомые отходят за шапочками, выйдут на свои слова. 1 участник поет: Вдалеке от наших мест Есть дремучий хвойный лес. 2 участник поет: В том лесу сейчас пожар. От избушки страшный жар. 3 участник поет: Нет хозяина в окошке – Дом стоит на курьей ножке. Бабка-ежка: Шла лесною стороной, Вижу: лес горит стеной. Позвонила 01. Ну-ка, елка, не гори Лесные насекомые звонят по телефону: Наш адрес Сказочный лес, проезд Мухоморный. Д 13 Баба яга: Ой! Не мой ли это дом? Голова идет кругом! Эй! Пожарная бригада, Поторапливаться надо. фрагмент песни «Машина красная, полоска белая». Под эту музыку участники стоятся в виде машины в колонну по два, впереди- центральная участница, она имитирует движения руля. Участники с ведром, лопатой и ветками берут свои атрибуты. 4 участник: Шла машина темным лесом За каким-то интересом 5 участник: Где есть опасность, где огонь Стрелою мчится кранный конь Бабка-ежка (выбегает вперед с дудочкой в руках): При тушении пожара я буду дуть в эту дудочку . Я буду дуть изо всех сил, и огонь погаснет. 6 участник (Подбегает к Бабке-ежке. отнимает дудочку): Остановись! Ты только радуешь пламя! 7 участник с ведром. Лесной пожар надо заливать водой 8 участник с лопатой: и засыпать землей. 9и 10 участники с зеленым веником: Можно захлестывать кромку пожара ветками Все тушат. Фонограмма активной деятельности (бодрая музыка). Участник-егерь отходит назад за шапкой и огнетушителем. Центральная участница – за кокошником. Звук меняется на нежную мелодию. Все останавливаются, переводят дыхание, вытирают лоб. Смотрят на появляющуюся центральную участницу в кокошнике. 1 участница: Я снегурочка Оксана, В гости я пришла к вам рано. К вам пришла я не из леса, От пожарных с эмчеэса. Вас хочу предостеречь От пожара уберечь. 2 участник: (показывает вдаль) Смотрите, к нам спешит егерь! А что это у него в руках? (появляется егерь с огнетушителем) 3 участник: Дед, ты прямо наш спаситель, Ты принес огнетушитель! 4 участник берет огнетушитель: Быстро я кольцо срываю, Раструб в пламя направляю, Нажимаю рукоятку, Пять минут. И все в порядке. Егерь: Я дедок еще не старый, Я тушу в лесу пожары, Всех спасаю я зверей Уберечь хочу детей. Я работаю с Шойгу, И 16 лет в строю Берегу свою страну Фонограмма «Туристская песня». Появляется шагающий отряд туристов в кепках .Они выходят вперед, становятся в одну шеренгу. 1 участник: Мы в лесу костер зажгли, Посидели и пошли 2 участник: А огонь не затушили. Сам погаснет – мы решили. 3 участник: Ветром пламя разметало, И вокруг, как в печке стало. 4 участник: До небес огонь поднялся И за нами вслед погнался. Егерь: Гибнет лес. Пропали звери – Всех несчастий не измерить. Лесные насекомые: Турист, костер не оставляй! Нам дом лесной наш очень жаль. Нам жаль траву, деревья жаль… Какая ж в сказке сей мораль? Хором: турист, костре не оставляй! 7 участник с ведром: Его можно залить водой 8 участник с лопатой: А можно забросать землей 9 участник: А можно просто закопать. Все: Но главное – не оставлять! Егерь: Не оставляйте горящих костров – Останется лес и цел и здоров Все участники встают в одну шеренгу на сцене. Поклон. Фонограмма «Веселая туристская»В.Журбинская-Ю.Энтин (веселая маршевая). Уходят, машут рукой зрителям. | |
|