08:45 Сценарий открытого урока по истории | |
Цели урока: учащиеся должны знать даты и ход завоеваний монголо-татарами Руси, уметь анализировать карту, показывать города, оказавшие упорное сопротивление завоевателям; описывать события, связанные с героической обороной, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; воспитывать у учащихся патриотизм, умение сопереживать, сочувствовать, коммуникативную культуру.
Тип урока: формирования новых знаний Форма урока: диалог Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная. Используемые технологии: проблемного обучения, диалоговая. В ходе урока продолжается формирование учебно-познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой компетенций. Оборудование: карта «Героическая борьба с иноземными захватчиками в 13в.», иллюстрации учебника. Ход урока Беседа с целью актуализации опорных знаний Каковы по оценке современников негативные последствия феодальной раздробленности для Руси? Кто воспользовался слабостью Руси? Каких успехов достигли монголо-татары в завоевательных походах начала 13 века? Когда впервые встретились в бою русские дружины и монголо-татарские войска? Чем и почему закончилось сражение? Подумайте, к каким выводам должны были придти после битвы на Калке монголо-татарские военачальники, русские князья? Учитель: «Монголо-татарские военачальники убедились, что разобщенность русских князей создает благоприятные условия для завоеваний богатств русской земли. Эта цель была уже реализована после смерти Чингис-хана его внуком Батыем» Учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока. Организация познавательной деятельности при формировании новых знаний 1-й поход Батыя - Эвристическая беседа по карте, с.130 учебника (на основе анализа легенды карты) а) Когда началось вторжение монголо-татар на Русь? Дата 1237г записывается в тетрадь б) Кто возглавил новый поход? в) По легенде карты определите, откуда началось вторжение на Русь? Учащиеся делают запись в тетрадь «1236г-разгром монголо-татарами Волжской Булгарии» Г) Какое княжество первым подверглось нашествию завоевателей? - Рассказ учителя об обороне Рязанского княжества (используется фрагмент из книги Н.Кончаловской «Наша древняя столица», книга для чтения по истории России, фрагмент «Повести о разорении Рязани Батыем») Учащимся предлагается по ходу урока составлять таблицу «Ход завоеваний Руси» (дата, населенный пункт, результат), после рассказа ответить на вопросы: Сколько дней продолжалась героическая оборона Рязани? Какие примеры мужества и героизма приводит летописец? Какую оценку Е.Коловрату дал военачальник монголо-татар? Какие качества проявили воины Коловрата? Работа с иллюстрацией «Оборона Рязани», стр.132. Ученикам предлагается по иллюстрации описать происходящее, в случае затруднения найти описание в тексте параграфа (выборочное чтение). - Эвристическая беседа по карте (продолжение) А) проследите по карте дальнейший путь войска Батыя. Что обозначено условными повторяющимися знаками у каждого названного вами города? Учитель: «Подробно о героической обороне каждого города вы узнаете , работая с текстом учебника (стр.132-133) в группах. Каждой группе предстоит найти примеры героизма, рассказать как вели себя завоеватели в русских землях» 1-я группа – подготовка рассказа об обороне Москвы и Коломны; 2-я группа – подготовка рассказа об обороне Владимира; 3-я группа – подготовка рассказа об обороне Козельска; 4-я группа - о битве на р. Сити После заслушивания ответов групп, показа городов, оказавших упорное сопротивление завоевателям на настенной карте, подводятся итоги, ученики отвечают на следующие вопросы: - Какое значение имела битва на р.Сити? - Какие территории Северо-Восточной Руси избежали разграбления, Почему? (Показать их на карте) - В каком году закончился 1-й поход Батыя? - Каковы его итоги? (завоевание Северо-Восточной Руси) 2-й поход Батыя Продолжается работа по анализу карты А) Когда начался 2-й поход Батыя на Русь? Определите его направление. Б) Назовите города, которые подверглись нападению монголо-татар. Какой вывод по карте можно сделать о судьбе южных княжеств? В) Какой древнерусский город проявил героическое сопротивление? Продолжение групповой работы. 1-я группа – на основе самостоятельного изучения текста на стр. 134 готовит описание осады Киева 2-я группа – анализирует документ на стр.135-136 учебника «Никоновская летопись о взятии Киева войсками Батыя», выполняя следующее задание: выделить новую информацию об обороне Киева, которая дополнит рассказ в тексте параграфа. После заслушивания групповых ответов подводятся итоги. Ученики отвечают на вопросы: А) В каком году пал Киев? Какое значение имело это событие? Б) Объясните, почему монголо-татарам удалось завоевать Русь, страну по уровню развития значительно выше завоевателей? В) сколько лет понадобилось монголо-татарам для завоевания Руси? Что сдерживало их натиск? Г) Какие последствия для Руси имело монгольское нашествие? Проверяется заполнение таблицы «Ход завоеваний Руси» Походы монголо-татар в Центральную Европу. Эвристическая беседа по карте: А) проследите путь монголо-татарских войск после завоевания Руси. Б) Удалось ли им завоевать Европу? В) Что на ваш взгляд, помешало завоевателям покорить Европу? Г)Объясните слова А.С.Пушкина - Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией» Закрепление изученных дидактических единиц (5 мин) Работа в рабочей тетради Е.Симоновой, В.Клокова. Ученики выполняют задания №№4-6, стр.46. тетради собираются на проверку. Домашнее задание: параграф №19, написать сочинение от имени участника героической обороны одного из русских городов в период монголо-татарского нашествия либо создать рисованный фильм на эту же тему, как вариант для владеющих хорошо компьютером – создать проект в форме презентации о героической борьбе русского народа в борьбе с монголо-татарами. | |
|