Пятница, 29.03.2024, 09:43
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Март » 9 » Сценарий открытого урока по истории
08:45
Сценарий открытого урока по истории
Цели урока: учащиеся должны знать даты и ход завоеваний монголо-татарами Руси, уметь анализировать карту, показывать города, оказавшие упорное сопротивление завоевателям; описывать события, связанные с героической обороной, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; воспитывать у учащихся патриотизм, умение сопереживать, сочувствовать, коммуникативную культуру.

Тип урока: формирования новых знаний Форма урока: диалог

Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.

Используемые технологии: проблемного обучения, диалоговая.

В ходе урока продолжается формирование учебно-познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой компетенций.

Оборудование: карта «Героическая борьба с иноземными захватчиками в 13в.», иллюстрации учебника.

Ход урока
Беседа с целью актуализации опорных знаний
Каковы по оценке современников негативные последствия феодальной раздробленности для Руси?
Кто воспользовался слабостью Руси?
Каких успехов достигли монголо-татары в завоевательных походах начала 13 века?
Когда впервые встретились в бою русские дружины и монголо-татарские войска? Чем и почему закончилось сражение?
Подумайте, к каким выводам должны были придти после битвы на Калке монголо-татарские военачальники, русские князья?

Учитель: «Монголо-татарские военачальники убедились, что разобщенность русских князей создает благоприятные условия для завоеваний богатств русской земли. Эта цель была уже реализована после смерти Чингис-хана его внуком Батыем»

Учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока.
Организация познавательной деятельности при формировании новых знаний
1-й поход Батыя

- Эвристическая беседа по карте, с.130 учебника (на основе анализа легенды карты)

а) Когда началось вторжение монголо-татар на Русь?

Дата 1237г записывается в тетрадь

б) Кто возглавил новый поход?

в) По легенде карты определите, откуда началось вторжение на Русь?

Учащиеся делают запись в тетрадь «1236г-разгром монголо-татарами Волжской Булгарии»

Г) Какое княжество первым подверглось нашествию завоевателей?

- Рассказ учителя об обороне Рязанского княжества (используется фрагмент из книги Н.Кончаловской «Наша древняя столица», книга для чтения по истории России, фрагмент «Повести о разорении Рязани Батыем»)

Учащимся предлагается по ходу урока составлять таблицу «Ход завоеваний Руси» (дата, населенный пункт, результат), после рассказа ответить на вопросы:

Сколько дней продолжалась героическая оборона Рязани?

Какие примеры мужества и героизма приводит летописец?

Какую оценку Е.Коловрату дал военачальник монголо-татар?

Какие качества проявили воины Коловрата?

Работа с иллюстрацией «Оборона Рязани», стр.132. Ученикам предлагается по иллюстрации описать происходящее, в случае затруднения найти описание в тексте параграфа (выборочное чтение).

- Эвристическая беседа по карте (продолжение)

А) проследите по карте дальнейший путь войска Батыя. Что обозначено условными повторяющимися знаками у каждого названного вами города?

Учитель: «Подробно о героической обороне каждого города вы узнаете , работая с текстом учебника (стр.132-133) в группах. Каждой группе предстоит найти примеры героизма, рассказать как вели себя завоеватели в русских землях»

1-я группа – подготовка рассказа об обороне Москвы и Коломны;

2-я группа – подготовка рассказа об обороне Владимира;

3-я группа – подготовка рассказа об обороне Козельска;

4-я группа - о битве на р. Сити

После заслушивания ответов групп, показа городов, оказавших упорное сопротивление завоевателям на настенной карте, подводятся итоги, ученики отвечают на следующие вопросы:

- Какое значение имела битва на р.Сити?

- Какие территории Северо-Восточной Руси избежали разграбления, Почему? (Показать их на карте)

- В каком году закончился 1-й поход Батыя?

- Каковы его итоги? (завоевание Северо-Восточной Руси)
2-й поход Батыя

Продолжается работа по анализу карты

А) Когда начался 2-й поход Батыя на Русь? Определите его направление.

Б) Назовите города, которые подверглись нападению монголо-татар.

Какой вывод по карте можно сделать о судьбе южных княжеств?

В) Какой древнерусский город проявил героическое сопротивление?

Продолжение групповой работы.

1-я группа – на основе самостоятельного изучения текста на стр. 134 готовит описание осады Киева

2-я группа – анализирует документ на стр.135-136 учебника «Никоновская летопись о взятии Киева войсками Батыя», выполняя следующее задание: выделить новую информацию об обороне Киева, которая дополнит рассказ в тексте параграфа.

После заслушивания групповых ответов подводятся итоги. Ученики отвечают на вопросы:

А) В каком году пал Киев? Какое значение имело это событие?

Б) Объясните, почему монголо-татарам удалось завоевать Русь, страну по уровню развития значительно выше завоевателей?

В) сколько лет понадобилось монголо-татарам для завоевания Руси? Что сдерживало их натиск?

Г) Какие последствия для Руси имело монгольское нашествие?

Проверяется заполнение таблицы «Ход завоеваний Руси»
Походы монголо-татар в Центральную Европу.

Эвристическая беседа по карте:

А) проследите путь монголо-татарских войск после завоевания Руси.

Б) Удалось ли им завоевать Европу?

В) Что на ваш взгляд, помешало завоевателям покорить Европу?

Г)Объясните слова А.С.Пушкина - Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией»

Закрепление изученных дидактических единиц (5 мин)

Работа в рабочей тетради Е.Симоновой, В.Клокова. Ученики выполняют задания №№4-6, стр.46. тетради собираются на проверку.

Домашнее задание: параграф №19, написать сочинение от имени участника героической обороны одного из русских городов в период монголо-татарского нашествия либо создать рисованный фильм на эту же тему, как вариант для владеющих хорошо компьютером – создать проект в форме презентации о героической борьбе русского народа в борьбе с монголо-татарами.
Категория: Современный | Просмотров: 633 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]