08:43 Сценарий открытого урока по биологии | |
Технология развивающего обучения.
Тип урока: комбинированный. Цели урока: Образовательная: учащиеся знакомятся с основными этапами эмбрионального развития, с особенностями каждого этапа. Развивающие: учащиеся выявляют особенности каждого этапа т.е.: выявляют особенности развития зародыша; выделяют основные этапы эмбриогенеза; определяют факторы, влияющие на развитие зародыша; устанавливают взаимосвязи в развитии органов; доказывают, что эмбриогенез – начальная стадия онтогенеза; формулируют выводы об особенностях эмбрионального развития. Воспитательные: учащиеся осознают, что любая половая близость может привести к зачатию, что беременность – это очень ответственный период в жизни женщины; понимают о последствиях совершённого аборта и осознают, что аборт – это убийство, которое совершают с разрешения самой женщины; делают вывод, что за будущее ребёнка должны нести ответственность мужчина и женщина. Оформление: Стенд с фотографиями новорождённых и грудных детей, учащихся данного класса, совместные фотографии детей и родителей. На доске записаны слова из клятвы Гиппократа: «Я не дам просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария» Оборудование необходимое для урока: карточки учёта знаний, оценочная карточка эксперта, микроскопы, микропрепарат бластулы зародыша, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета фильма: «Безмолвный крик», экран для проектирования, компьютер, мультимедийная приставка. Учащиеся получают новую информацию под руководством учеников-экспертов и учителя. Экспертная группа состоит из пяти человек, каждый из которой получает опережающее задание по данной теме. Учащиеся экспертной группы помогают учащимся в изучение нового материала и оценивают работу своих одноклассников. Работа экспертов оценивается по трём направлениям: самооценка, оценка учащихся, оценка учителя. Изучение нового материала осуществляется в парах. Каждая пара получает карточку учёта знаний, в которой указаны номера заданий. Ученик-эксперт объясняет и проверяет только своё задание. Образец карточек учёта знаний смотрите в приложении. Формы и виды заданий экспертов указаны в карточках учёта знаний. Оценка ученикам экспертам выставляется в оценочную карточку. Образец карточки смотрите в приложении. Ход урока I. Мотивационно-ориентировочный этап: Вхождение в контакт. (слова поддержки и одобрения, настрой на активную деятельность). Создание ситуации успеха. (учитель предлагает рассмотреть фотографии на стенде, обращает внимание на счастливые л.ица детей и родителей и раскрывает понятие о материнском счастье. Разговор учителя с учащимися сопровождается спокойной и мелодичной музыкой) Учитель объясняет план проведения урока. Учитель: Мы продолжаем изучать тему: «Индивидуальное развитие организма». Как называется процесс индивидуального развития организма? Ученик: Данный процесс называется онтогенезом. Учитель: Я предлагаю вам дописать предложенную мной формулу онтогенеза. На доске записывается начало формулы Онтогенез =……….+…………. Ученики предлагают варианты ответов, которые записываются на доске. Учащиеся имеют информацию с уроков биологии по курсу 9-ого класса. Выбирается правильный вариант ответа. Формула с помощью мультимедийной установки проектируется на экран.Онтогенез = эмбриональное развитие + постэмбриональное развитие. Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Ученик: Я думаю, что тему можно сформулировать следующим образом: «Особенности эмбрионального развития». Тема проектируется на экран. Учитель: Какую информацию вы должны получить, чтобы изучить данную тему? Ученики называют основные задачи, которые проектируются на экран. Задачи: Узнать, что такое эмбриональное развитие? Выделить основные этапы развития. Установить какие изменения происходят на каждом этапе? Выяснить из чего и как формируется зародыш? Условия, влияющие на развитие зародыша. Учитель: Я предлагаю включить ещё несколько пунктов: (если эти задачи не будут поставлены учениками). Осознавать серьёзность процесса беременности и прерывание беременности. Осознать ответственность за будущего ребёнка. II. Операционально-исполнительский этап Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу, которая висит на доске. Назовите основные этапы развития зародыша. Образец таблицы смотрите в приложении 1. Ученик: При изучении таблицы можно выделить следующие этапы- образование зиготы, процесс дробления с образованием бластулы, стадия нейрулы, процесс органогенеза. Учитель: Представляю состав экспертной группы. Данные учащиеся выполняли дома предложенные мной опережающие задание. Каждый член экспертной группы получил своё задание, которое он вам предложит, объяснит и поставит оценку в карточку учёта. Вы должны с помощью учеников- экспертов изучить новый материал. В конце урока мы все вместе оценим работу экспертной группы, поставив баллы в оценочный лист, который имеется у каждого члена экспертной группы. Ученик-эксперт 1: Мы работаем с текстом п. 36 изучаем статью «Эмбриональный период онтогенеза». В ходе изучения текста заполните таблицу, которая у вас есть в карточке учёта знаний. Предлагаю вам работать в парах. Образец таблицы Основные этапы Особенности этапа Схематичный рисунок Ученики заполняют таблицу в тетради. После выполнения работы, ученик экспертной группы проектирует выполненную им таблицу на экран. Предварительно выполненная таблица проверяется учителем и оценивается. Учащиеся проверяют правильность заполнения, а эксперт контролирует и оценивает выполненное задание, проходя между рядами и выставляет оценку в карточку учёта знаний. Ученик: Проверяем таблицу. Внимание на экран. Сравните свои данные с данными заполненной таблицы. Учащиеся проверяют таблицы, вносят изменения. Образец заполненной таблицыОсновные этапы Особенности каждого этапа Схематичный рисунок 1. Образование зиготы Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки. 2. Образование бластулы Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождается ростом. Образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость – бластоцель. 3. Образование гаструлы Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели-гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы и энтодермы, а затем развитие мезодермы. 4. Стадия нейрулы Формирование важных частей зародыша – нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы. 5. Закладка и формирование органов – гистогенез Процесс дифференцировки клеток и формирование органов. Ученик-эксперт 2: Я предлагаю вам рассмотреть готовый микропрепарат под микроскопом и определить стадию развития зародыша. Работаете с заданием 2 в карточке учёта. Если микроскопов не хватает на каждый стол, то можно рассматривать предложенный микропрепарат по очереди. После просмотра учащиеся записывают ответ в карточке учёта, а ученик экспертной группы оценивает результаты второго задания. Можно предложить прокомментировать ответ любой паре учащихся. Ученик: Я считаю, что под микроскопом мы рассматривали стадию бластулы, так – как она состоит из одинаковых клеток бластомеров и она в виде многоклеточного шара. Данные особенности характерны для стадии – бластулы. Ученик-эксперт 2: Вы правильно определили данную стадию. Это действительно бластула, представляет собой многоклеточный шар, состоящий из бластомеров. Ученик эксперт 3: Прочитайте текст учебника на стр.133. Назовите зародышевые листки и их расположение и особенности. Выполняем задание 3 в карточке учёта. Ответ записывается в карточку учёта. Можно предложить кому- то прокомментировать ответ. Эксперт проверяет правильность выполненного задания. Ученик: Эктодерма – наружный зародышевый лист, энтодерма – внутренний зародышевый лист, мезодерма – средний зародышевый лист. Ученик эксперт 3: Выполните задание. На доске записаны название органов. Вы должны напротив каждого органа записать название зародышевого листа из которого этот орган развивается. Название органов: лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет. Ученик- эксперт 3: Кто выполнит задание на доске? Ученик выполняет предложенное задание, а остальные выполняют в карточках учёта знаний Образец выполненного задания. легкие – энтодерма позвоночник – энтодерма спинной мозг – эктодерма орган зрения – эктодерма яичники – мезодерма кишечник – энтодерма скелет – мезодерма Ученик эксперт оценивает третье задание. Оценка выставляется в карточку учёта знаний. Учитель: Посмотрите на изменения зародыша с помощью компьютерной графики, которую подготовили учащиеся класса. Внимательно прочитайте предложенный текст. Проследите за изменением развития зародыша, выделите основные изменения и на каком сроке беременности эти изменения происходят. Обсуждения текста с учащимися класса Образец текста Развитие зародыша Развивающийся ребенок называется зародышем примерно до 10-й недели беременности. В течение первого месяца из оплодотворенной яйцеклетки путем быстрого деления образуется группа клеток, а в последующие несколько недель из них формируется структура будущего младенца. 5-6 недельный эмбрион имеет размеры не больше рисового зернышка, но у него уже есть различимые голова и шея, зачатки мозга и сердце, которое уже бьется. К концу 8-й недели формируются внутренние органы и зачатки рук и ног. К 8-9-й неделе почти полностью сформирован кишечник и большинство внутренних органов, а к концу 9-й недели уже можно распознать мужские и женские половые признаки, появляются также нос, рот и глаза. Именно в первые недели эмбрион наиболее подвержен вредному воздействию алкоголя, никотина, лекарств и инфекций. Через 9-10 недель зародыш обретает человеческие черты и становится полностью сформированным плодом, у которого функционируют все внутренние органы, а сердце перекачивает кровь. Теперь будущий ребенок полностью сформирован и просто растет и созревает, пока длится период беременности. Воздействие же неблагоприятных факторов может приводить к задержке роста и недоразвитию органов или нарушению расположения тканей. Ученик эксперт 4: Давайте разбёрём новые термины и запишем их в тетрадь. Некоторые термины учащимся известны по курсу 9-ого класса. Ученики записывают термины в карточку учёта знаний и записывают расшифровку. Ответ зачитывается учащимся любой пары. Эксперт оценивает работу и ставит оценку в карточку учёта. Основные термины: бластомеры, бластоцель, гаструла, гистогенез, нейрула, морула. Ученик: бластомеры – это одинаковые мелки клетки, которые образовались во время дробления; бластоцель – это полость внутри бластулы; гаструла – это двухслойный зародыш, который образовался в результате впячивания; гистогенез – это процесс формирования органов из зародышевых листов; нейрула – это процесс формирования нервной трубки; морула – это многоклеточная стадия бластулы. Учитель: Происходит ли взаимовлияние частей зародыша? Ответ на этот вопрос вы найдёте в статье: «Взаимовлияние частей развивающегося зародыша» на стр. 134 и объясните, что такое эмбриональная индукция? Ученик: Эмбриональная индукция – это влияние зародышевых частей друг на друга Ученик эксперт 5: Назовите факторы, которые отрицательно влияют на развитие зародыша и составьте это в виде схемы, читая текст на стр. 135. Схемы выполняются учащимися в карточке учёта знаний После выполнения оцениваются экспертом. Выбирается наиболее удачная и правильная. На экран проектируется схема, созданная учеником экспертом. Образец схемы Читается отрывок стихотворения Али Ибн Сина «Поэма о медицине» О детях, находящихся ещё в утробе матери: Как следует, о том веду я речь. Дитя в утробе матери беречь. Ничто зловредное его пусть не коснётся, Пусть мать питается не как придётся, А ест еду и влагу с пользой пьёт, Так, чтоб нормально развивался плод. Пускай отбросов в пище будет мало, Чтоб кровь она при этом очищала. Учитель: Как вы понимаете строки этого стихотворения? Обсуждение стихотворения. Учитель: Как называется процесс развития зародыша в матке женщины? Ученик: Этот процесс называется беременностью. Учитель: Вы становитесь взрослыми. И вам всем уже известно, что любая половая близость, может завершиться беременностью. Девочки, девушки, и даже взрослые женщины стоят перед выбором сохранить беременность или её прервать. Прежде чем пойти на страшный шаг убийства, а это действительно убийство, подумайте! А может это ваша последняя беременность и после сделанного аборта, вы никогда не будите иметь детей, и не познаете счастья материнства. Возможно этот ребёнок был бы вашей опорой в жизни, был бы самым умным, талантливым. Действительно, для любого нормального человека уничтожение живой жизни безнравственно, греховно. Необходимо отметить, что ответственность за аборт ложиться на двоих – мужчину и женщину. Посмотрите на экран. На экране вы видите текст дневника нерождённого ребёнка. Текст предоставлен православной церковью. Я призываю вас только к одному: задумайтесь! Текст дневника смотреть в приложении 4. Учитель: Посмотрите на свои фотографии. Какие вы счастливые, красивые и как счастливы ваши родители. А ведь вас могло и не быть. Послушайте небольшое стихотворение. Ученик: Оставляйте потомство, люди! Нет прекрасней его на свете! И не бойтесь хлопот и усталости, Жизни трудной и распалённой! Бойтесь только холодной старости, Одиночеством оскорблённой. Чтобы петь, чтоб землёй гордиться, Чтоб познать всю радость на свете, – Очень, очень хотят родиться Не рождённые вами дети III. Рефлексивно-оценочный этап Учитель: Делаем обобщение по изученному материалу. С чем мы сегодня познакомились на уроке? Выполнены задачи, которые были поставлены в начале урока? Ученик: На сегодняшнем уроке мы познакомились с основными этапами эмбрионального развития. Учитель: Назовите основные этапы эмбриогенеза. Ученик: Основные этапы эмбриогенеза – это образование зиготы, бластулы, гаструлы, процесс гистогенеза. Учитель: Ученики эксперты соберите карточки учёта знаний, проставьте итоговые оценки. Мы с вами должны оценить работу экспертов. В оценочной карте экспертов учитель, сами эксперты и вы должны поставить оценку за их работу. Итоговая оценка за работу экспертам выставляется учителем. Подводятся итоги урока, комментируются оценки экспертами, комментируется оценка учителем за работу экспертов. Оценки выставляются в журнал. Учитель: Дома изучаем § 36. Я приглашаю всех, посмотреть фильмы «Безмолвный крик» после окончания уроков. Презентация – Приложение 6, рецензия – Приложение 5. | |
|