Четверг, 18.04.2024, 19:28
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Март » 16 » Сценарий открытия спортивных соревнований
08:04
Сценарий открытия спортивных соревнований
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВЫХ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

.1 Особенности организации массовых выступлений

.2 Групповые и сольные (вставные) номера, как одно из специфических средств массовых спортивно- художественных представлений

.3 Общая характеристика фитнес-аэробики как вида спорта

ГЛАВА IIЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Задачи исследования

.2 Методы исследования

.3 Организация исследования

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Анализ результатов педагогического наблюдения, качества проведения спортивных соревнований по фитнес-аэробике

.2 План-сценарий спортивных соревнований по фитнес-аэробике, проводимых в условия Волгоградской Государственной Академии Физической Культуры

.3 Анализ результатов анкетирования, проведенного среди участников и зрителей соревнований по фитнес-аэробике

.4 Анализ результатов экспертной оценки

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Особая роль в воспитательной работе с населением в системе ФК и С отводится спортивным соревнованиям, обуславливающим наиболее полное раскрытие воспитательной сущности спорта.

В отечественной науке сформировалась определенная система взглядов на содержание функций соревнований в целом, а также такой функции, как зрелищность (Б.Н. Петров, 1982; 1988; 1998; 2001; 2006).

СОРЕВНОВАНИЯ как зрелище представляет собой один из рационально организованных способов проведения свободного времени и занимают значительное место в нем, но не в ущерб другим видам деятельности и отдыха (Л.Л. Свинцов 1987; Е.В. Дивинская, 1997; 1998;).

Анализ содержательных характеристик спортивно- зрелищного общения показал, что спартакиады и спортивные соревнования выполняют важную нравственно- регулятивную функцию. Они рассматриваются зрителями как явление общественной жизни, содержащее высокие нравственные ценности.

Спортивные соревнования (Спартакиады) выполняют и коммуникативную функцию, являются источником информации. Так в них трансформируется общественно значимый двигательный опыт. Совершенное по технике и тактике упражнение становится школой опосредованного двигательного опыта, важным условием поиска новых, более рациональных действий для спортсменов, не занятых в соревнованиях или находящихся в числе зрителей.

Соревнования создают условия для удовлетворения потребностей зрителей в эмоциональной разрядке, выполняя функцию развлечения и отдыха (И.Ф. Косенко, 1973; Л.Л. Свинцов ,1987).

Массовые спортивно-художественные представления, как и любые соревнования, являются убедительным средством наглядной агитации. Хорошо организованные и торжественно проведенные они надолго сохраняются в памяти участников и зрителей. Массовые представления способствуют популяризации физической культуры среди молодежи и привлечению их к систематическим занятиям в спортивных секциях и спортивных клубах (Б.Н. Петров, 1982; 1988; Л.Л. Свинцов 1987; Е.В. Дивинская, 1997; 1998; Б.Н. Петров, 1998; 2001; 2006; Г.А. Чикалова, 2006;).

Опираясь на достаточно продолжительный опыт работы, по организации и проведению массовых спортивно-художественных представлений, проходящих в нашей области (Г.А. Чикалова, 2005; 2006;), можно с уверенностью констатировать то, что проведение тематических спортивно-художественных праздников и других спортивно-массовых мероприятий, создает условия для привлечения детей и подростков к непосредственному участию в физкультурно-спортивной жизни и, как следствие, формирует у них интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Исходя из выше сказанного, можно уверенно говорить о том, что работа, связанная с «Разработкой сценария церемонии открытия соревнований по фитнес-аэробике» действительно является актуальной. Так как открытие любых соревнований это одна из важнейших частей мероприятия. От зрелищности открытия зависит успех проведения данного спортивного соревнования. Открытие, также как и финал, должны запомниться зрителю. Следовательно, к разработке сценария церемонии открытия соревнований по любому виду спорта нужен особенно внимательный и творческий подход. И прежде всего на сценарно- режиссерский замысел церемонии открытия соревнований по фитнес - аэробике будут влиять на наш взгляд такие факторы, как:

Øместо проведения (условия проведения);

Ø материальное обеспечение;

Ø подготовленность оргкомитета;

Øкреативность режиссера- постановщика.

Исходя из выше изложенного:

Объектом исследования явился процесс разработки сценария церемонии открытия соревнований по фитнес - аэробике.

Предмет исследования: план- сценарий соревнований по фитнес-аэробике.

Цель исследования: разработать план - сценарий церемонии открытия спортивных соревнований по фитнес - аэробике, организуемых в условиях ВГАФК.

Гипотеза исследования: Мы полагаем, если в церемонию открытия соревнований вводить элементы, отражающие вид спорта, а также события, которым они посвящены, то, повышая интерес у выступающих и зрителей к фитнес - аэробике можно:

во-первых, привлечь к занятиям ФК и С значительное количество детей дошкольного и школьного возраста;

во-вторых, пропагандировать здоровый образ жизни среди населения.

Предполагаем, что от грамотно составленного сценария зависит зрелищность соревнований, так как открытие соревнований является одной из главных частей соревнований.

Практическая значимость данной разработки обусловлена внедрением полученных результатов в практику деятельности различных физкультурных ВУЗов (в частности ВГАФК, специализации «сп. режиссура»), а также использованием этой разработки Федерацией Аэробики Волгоградской области в проведении подобных соревнований.

ГЛАВА I . СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВЫХ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Массовые спортивно - художественные представления - относительно молодой жанр зрелищного искусства, который окончательно сложился в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ века. Ключевую роль в его становлении сыграли регулярно проводившиеся в нашей стране Физкультурные парады и Спартакиады народов СССР (церемонии открытия и закрытия). Особый взлет популярности этого жанра произошел после проведения в Москве Игр XXII Олимпиады (1980 г.) и XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1985 г.) (Б.Н. Петров, 1998; 2001; 2006).

Режиссура любого жанра зрелищного искусства имеет единую основу, которая вбирает в себя все то, что характерно для режиссуры вообще. Вместе с тем, каждый жанр имеет свои специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведения представления в целом. Это касается таких, например, жанров зрелищного искусства, как режиссура театра или театральная режиссура, режиссура балета или балетная режиссура, режиссура цирка или цирковая режиссура, и, конечно, режиссура спортивно-художественных представлений или спортивная режиссура и др. (Б.Н. Глан,1963; Б.Н. Петров,1998; 2001; 2006; Р. Имамова, 2007).

Массовые спортивно-художественные представления на стадионе по своим выразительным возможностям близки к плакату. Тема представления и мысль режиссера доводятся здесь до зрителя лаконично, масштабно, с помощью образов, полных символики обобщения. Они строятся из отдельных массовых эпизодов с участием больших групп участников, а также групповых и сольных номеров спорта и искусства, логично увязанных между собой в единую композицию представления (И.М. Туманов, 1976; И.Г. Шароев, 1986; Б.Н. Петров, 2002; 2006).

МСХП на стадионе имеют одну важную особенность: все, что видит зритель, всегда постановочно, т.е. исполняется впервые. В этом жанре не принято повторяться. Поэтому режиссерам - постановщикам каждый раз приходится придумывать что-то новое, оригинальное, способное в очередной раз поразить зрителей (Б.Н.Петров,2001; 2006).

Разнообразие форм и содержания выступлений, а также различная трудность упражнений делают выступления общедоступными. Их можно успешно проводить в школах, детских лагерях, ВУЗах и других организациях (Абрамян А., 1966).

Отличительной особенностью жанра спортивной режиссуры является многонациональный характер. Во всех странах жанр развивается по-своему, каждая страна вносит свой неповторимый колорит, обусловленный самобытными особенностями национального фольклора (Шароев И.Г., 1986).

Специфика массового праздника предопределяет в его сценарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции. Начало, развитие, кульминация, финал - все это обязательные части сценария массового действия, в их рамках определяется степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие. Сконцентрировать внимание зрителей, заставить их заинтересоваться праздником - важнейшая задача режиссера (Туманов И.М., 1976).

Каждый жанр искусства характеризуется, прежде всего, своим содержанием и формой, которые определяют особенности жанра, технологии и методики постановки, а также его художественно-организационные основы (Петров Б.Н., 1998; 1998; 2001; 2006).

Развитие МСХП как жанра зрелищного искусства имеет в нашей стране большую историю, связанную со становлением спортивной режиссуры, развитием спорта, международных спортивных и молодежных связей и, наконец, с развитием самого государства и общества (Петров Б.Н., 2006).

1.1 Особенности организации массовых выступлений

Для поддержания постоянного внимания зрителей к происходящему на поле стадиона необходимо умело сочетать отдельные части выступления, использовать контрастность при планировании расположения участников, а также фигуры массовых построений. Следует чередовать массовые выступления с сольными номерами, меняя характер и содержание движений. Опыт подтверждает, что важную роль в зрелищном отношении играет сильное начало выступления, которое сразу же вызывает у зрителя большой интерес, приковывает его внимание и подготавливает к следующему выступлению (Абрамян А., 1966; Имамова Р., 2007).

К организаторам-постановщикам таких мероприятий предъявляются следующие требования:

уметь управлять массой участников;

знать гимнастическую терминологию и умело пользоваться ею;

в совершенстве владеть современной методикой разучивания и совершенствования физических упражнений;

понимать культуру движения, которая наиболее четко представлена в гимнастике, и уметь обучать ей;

репетируя любой фрагмент мероприятия с массой участников, постоянно «держать» в голове общий замысел постановки, т.е. ясно «видеть» конечный результат и пути его достижения;

в совершенстве владеть пространством площадей проведения мероприятий;

тщательно готовиться к проведению каждой репетиции, обращая внимание на разработку таких методик и подходов, которые давали бы возможность выполнить поставленную задачу с наименьшими затратами времени и сил;

во время репетиции все указания и распоряжения участникам формулировать четко, понятно и лаконично;

быть настойчивым в реализации замыслов, требовательным к себе и участникам, но, в то же время, во всех ситуациях сохранять спокойствие и выдержку, не повышая голос на участников, когда что-то не получается;

чувствовать настроение участников и уметь его поднять, если это необходимо;

уметь точно планировать репетиционный день, режим, своевременно делать перерывы и заканчивать репетиции;

своевременно инструктировать своих помощников перед каждой репетицией, чтобы в случае необходимости получить от них реальную помощь (Захава, Б.Е., 1973; Петров, Б.Н., 2006; Имамова, Р., 2007).

Массовые физкультурно-спортивные мероприятия позволяют решить комплекс различных задач: служат пропаганде ФКиС, способствуют выявлению желающих заниматься различными видами спорта и физическими упражнениями, дают возможность занимающимся определить свой уровень физической подготовленности, способствуют патриотическому воспитанию - особенно в проведении мероприятий, посвященных памятным датам (Захава, Б.Е., 1973; Дивинская, Е.В., 1997; 1998; Имамова Р.,2007).

В основе проведения спортивно-оздоровительных мероприятий лежит принцип наглядности, заключающийся в четкости и красочности проведения, ритуале открытия и закрытия. (Петров Б.Н., 2001; 2006).

Спортивно-массовые мероприятия и праздники требуют высокий уровень подготовки (Имамова Р.,2007).Вначале определяется смысл праздника, его направление и то, чему он посвящается, а именно: памятные даты, великий праздник, чествование героев спорта, чемпионов города и т.д.

Далее составляется план-сценарий.

Для этого:

выбирается место проведения и его оформления;

определяется основная идея, тема постановки;

определяется количественный состав участников праздника.

Проводится описание спортивно-массового выступления по следующей композиционной схеме:

начало: выход участников, размещение, построение;

главные и второстепенные действия участников;

массовый номер;

вставной номер (выступление солистов);

финал (кульминация);

уход участников.

Помимо упражнений, в спортивно-массовом мероприятии обычно требуется разучить еще и перестроения. Чаще всего они осваиваются по ходу всего массового упражнения. Иногда на отработку построений и перестроений отводится отдельное время - чаще следует начинать репетицию именно с разучивания построений и перестроений (Васильева, В.Н., 1992; Петров Б.Н., 2001; 2006; Имамова, Р., 2007).

Методика разучивания упражнений в целом зависит от уровня подготовленности участников: координации движений и владение «гимнастической школы», музыкальности, чувства ритма и т.п., а также от их опыта участия в подобных мероприятиях. При работе со слабо подготовленными участниками главной проблемой становится качество выполнения и культура движений. Фактически перед организатором выступлений встает задача обучения участников гимнастической школе движений: классическим положениям рук, ног, всего тела, основным движениям, а также обозначающим их терминам. При обучении композиции нужно постоянно напоминать участникам требования к качеству выполнения, как отдельных движений, так и упражнения в целом (Брыкин, А.Т., 1950; Гусак, Ш.З., 1961; Боген, М.М., 1985; Имамова, Р., 2007).

Многих специалистов, работающих в области ФК и С, интересует не только конечный результат творческой организаторской деятельности коллектива, но и технологии подготовки этих мероприятий. Пристальное внимание они уделяют самому процессу разработки и создания технологий в физкультурно-педагогической системе, в том числе и общеобразовательной, что отвечает задачам модернизации педагогического образования (Имамова Р.,2007).

1.2 Групповые и сольные (вставные) номера, как одно из специфических средств массовых спортивно- художественных представлений
Категория: Оригинальный сценарий | Просмотров: 6707 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]