11:34 Сценарий на тему свобода как нравственная ценность | |
Цели:
объяснить, что означает понятие «право»; познакомить с Декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка; соотнести права детей со сказочными персонажами; развивать чувство человеческого достоинства; воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство. Оборудование: экран, мультимедиа проектор, компьютер. ХОД УРОКА 1. Оргмомент – Здравствуйте, ребята! – Садитесь. – Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наш классный час прошёл хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение. Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни предостаточно бед и забот. Но приятны ли хмурые лица? Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И в ответ улыбку зажечь. 2. Введение в тему – А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте попробуем разгадать кроссворд. (Слайд 1) 1. Этим словом называется отдых, перерыв между занятиями (Перемена) (Cлайд 2) 2. На нём порой бывает тяжело, и ждёшь, когда же прозвенит звонок. (Урок) (Cлайд 3) 3. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга) (Cлайд 4) 4. Про него говорят: «…не воробей, вылетит, не поймаешь!» (Слово) (Cлайд 5) 5. Она начинается с улыбки, не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (Дружба) (Cлайд 6) – Правильно. Теперь давайте прочитаем, какое слово мы получили по вертикали. (Права) (Cлайд 6) – С чем у вас ассоциируется это слово? Какие права вам знакомы? (Водительские права, права потребителя, права человека) – А ещё, ребята, существуют права ребёнка. (Слайд 7) – Так вот о правах ребёнка мы с вами сегодня и поговорим. А тема нашего занятия звучит так : я ребёнок – я человек. (Слайд 8) 3. Актуализация знаний (Слайд 9) Давным-давно тысячи лет назад, когда на земле появились люди, стали возникать и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах, с помощью разных решений, путём международных переговоров и иногда, к сожалению, в битвах и войнах. В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появился документ Всеобщая Декларация прав человека. Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. – А есть ли какие-нибудь права у детей? Правильно, есть. И они записаны в декларации прав ребёнка. (Слайд 10) 4. Познакомимся с основными правами ребёнка (Слайд 11) Ребёнок имеет право на воспитание в семейном окружении. – Давайте вспомним сказку про гадкого утёнка. (Слайд 12) Хорошо ему было среди чужих уток? А среди таких же, как он, лебедей? (рассуждения детей). Каждый из нас имеет право жить в своей семье с близкими людьми. (Слайд 13) Дети имеют право на бесплатное образование. – Папа Карло был беден, но он отправил Буратино учиться в школу, купив ему азбуку, потому что образование было бесплатным. (слайд 14) Мы имеем право бесплатно учиться и получать знания. (Слайд 15) Дети имеют право на медицинский уход. – Когда мы говорим о медицине, то сразу вспоминаем … доктора Айболита. (Слайд 16) Он лечил зверей. К нему приходили лечиться и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит. И каждый из нас тоже имеет право на медицинскую помощь, если вдруг заболел. (Слайд 17) Дети имеют право на приемлемый уровень жизни (иметь всё необходимое для жизни). – Кого мы видим? (Слайд 18) Это Золушка. Злая мачеха постоянно ущемляла её в правах и Золушка не имела того, что могла бы иметь. Но справедливость восторжествовала, и Золушка с помощью доброй феи обрела права на приемлемый образ жизни. Так и мы с вами имеем право иметь всё необходимое нам для жизни (Слайд 19) Дети имеют право на достаточное питание и чистую воду. – Когда старый Крот спросил у полевой Мыши, много ли съедает Дюймовочка? «Она съедает всего половинку зёрнышка в день» – ответила мышь. (Слайд 20) «Тогда я женюсь на ней» – решил Крот, нарушив её право на достаточное питание. (Слайд 21) Дети имеют право на отдых. – А перед нами опять Золушка. (Слайд 22) Она, как пчёлка, трудится и днём, и ночью. Не даёт мачеха ей покоя, всё работать заставляет. То посуду перемыть, то пол натереть, то постирать, то погладить. А ей, бедной, и присесть некогда. (Слайд 23) Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому обращению. – Как волк поступил с Красной Шапочкой? Он её обманул, переодевшись в бабушку, и съел. (слайд 24) А какой ещё сказочный персонаж несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозами быть съеденным? («Колобок») И мы должны знать, что никто не имеет права обращаться с нами жестоко, обижать и унижать. (Слайд 25) Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому обращению. – Помните, как Карабас Барабас заставлял Буратино, Мальвину, Пьеро и Артемона работать на него в кукольном спектакле, угрожал расправой и наказанием. (Слайд 26) Так вот вас, ребята, родители отправляют в школу, надеясь на то, что никто не нарушит ваше право на безопасность и доброжелательное отношение. (Слайд 27) Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение. – В мультфильме про Серую шейку лиса прикусила уточке крылышко, после чего Серая Шейка не смогла улететь со всей стаей в тёплые края. (слайд 28) Всю зиму о ней заботились зайцы и старый глухарь, помогая ей пережить морозную зиму. Права ребёнка надо знать, (слайд 29) Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить. 5. Физминутка 6. Закрепление, систематизация знаний (игра «Разрешается – запрещается) Посмотри на этот знак: Человек здесь поднял флаг. Слушать мнение ребёнка Разрешается. (Слайд 30) Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго запрещается. (Слайд 31) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить — Это разрешается. (Слайд 32) Рисовать и петь, учиться, Если заболел — лечиться. Это разрешается. (Слайд 33) Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа Строго запрещается. Этот слабый горбит спину, Пред сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго запрещается. (Слайд 34) Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить — Это разрешается. (Слайд 35) – Давайте ещё раз вспомним, с какими правами мы сегодня познакомились? (перечислить) – Молодцы! 7. Рефлексия – Посмотрите внимательно на листочки. (Приложение 1) Рядом с картинками нарисованы разноцветные кружочки. Давайте назовём цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) (Слайд 36) – Как вы думаете, если я расположу их вот в такой последовательности, что может получиться? (предположения детей: радуга) (Слайд 37). Радуга – символ мира и благополучия. (Слайд 38). Давайте её нарисуем. А зная свои права, соблюдая их в отношении других детей и быть уверенным в том, что никто не нарушит их в отношении нас, мы будем жить в мире и согласии. Счастья и солнца, вам, дети! (Слайд 39) VI. Итог урока – Запишите на листочке слова, которые вы запомнили на этом уроке. – Для чего мы должны изучать и знать свои права и обязанности ? Вывод: Права ребёнка надо знать, Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить. | |
|