Среда, 01.05.2024, 01:11
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Март » 4 » Сценарий музыкального вечера
07:46
Сценарий музыкального вечера
Этот вечер проводится для студентов 1–5 курсов. Заранее готовятся портреты А. Пушкина и Г. Тукая; плакаты с отрывками из стихотворений на русском и татарском языках, с высказываниями видных писателей и поэтов; создается электронная презентация в MS PowerPoint (куда помещаются фотографии, рисунки из жизни поэтов; виды Казани; отрывки из произведений) и книжная выставка; подбираются музыкальные произведения.



Вечер ведут преподаватели и кураторы, а стихи читают чтецы (студенты).
На фоне музыки открывает вечер

1-й ведущий. Россия – многонациональная страна, в ней живет более ста народов. Большинство из них – коренные народы и народности, для которых Россия – основное или даже единственное место обитания.

Фундаментом любой национальности является народная культура. Знание основ народной жизни, обрядов, традиций, литературы и искусства, помогает воспитывать интерес и уважение к родной культуре и культуре других народов и является одной сторон воспитания человеческой культуры вообще. Изучая национальную литературу, студенты соприкасаются с миропониманием людей разных народов и их ценностным отношением.

На нашем вечере мы с вами уважаемые гости и студенты познакомимся с двумя национальными героями в области литературы – это русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и татарский поэт Габдулла Такай.

Пушкин ... Тукай ... Великие поэты. Великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.

Пройдут годы, и к ним будут возвращаться все чаще и чаще. Почему? Потому что и Пушкин и Тукай отражают национальный дух своего народа. Это национальное заключено в глубоком понимании и раскрытии чувств, желаний, дум народа.

2–й ведущий. Пушкин не может повториться вновь. Для этого надо родиться Пушкиным. И Тукай не может повториться вновь. Если говорить о писателях, которые, мало прожив, успели многое сделать, то одним из них, несомненно, является Пушкин, а другой – Тукай. И каждый из них за короткий срок успел сложить и спеть десятки тысяч стихотворных строк, которые находят отклик в сердцах тысяч почитателей истинной поэзии.

1–й ведущий. М. Горький говорил, что своим творчеством Пушкин заложил прочный фундамент всего русского искусства послепушкинской поры. С Пушкина начинается великий поворот... Подобный пример наблюдается и в татарской литературе. После Тукая возросли вес и значение национальной татарской литературы в глазах других народов.

1-й чтец (читает стихотворение «Национальные чувства» Г. Тукая в переводе Р. Бухараева).

Вчера я слышал – кто–то напевал
Наш, кровный, светлый, ласковый мотив...
Щемил он сердце, думы напевал,
До боли близок, вечен и красив...

Срываясь, переливы в тишине
Поведали, чем жив родной народ,
В напеве том понятны были мне
Все триста лет страданий и невзгод.

Жил, столько бед претерпевая зря,
Жил, слезы проливая, горько жил,
Но, чувством кровной общности горя,
Народ в напев свои мечты вложил...

Стоял я, потрясенный глубиной
Величия страдающей души.
Вставал Великий Булгар предо мной,
Катила волны Белая в тиши...

Не снес я боли, подошел к нему,
Спросил: «Земляк, что за напев - как стон?»
Печально поглядев в ночную тьму, –
Напев мой – Аллюки, – ответил он.

Звучит татарская народная песня "Аллюки" на слова Г. Тукая.

2–й ведущий. Биография Тукая – одна из драматичнейших биографий в истории мировой литературы. На первый взгляд немного дорог исходил поэт. Но сколько трагического уготовила ему судьба на этих недлинных дорогах! Сиротство, нищета, унижения... Тукай – дитя своего народа. Его взрастил и вскормил сам народ. Когда читаешь его стихи, особенно лирику, то с первых же строк начинает звучать эта мелодия, ты слышишь музыку, воплотившую судьбу народа, его историю.

2-й чтец (читает стихотворение «Родной земле» Г. Тукая; перевод А. Ахматовой).

Хоть юнцом с тобой расстался, преданный иной судьбе,
Наказанье, видишь, возвратился я к тебе.

Эти земли луговые, чувства издали маня,
Память мучая, вернули на родной простор меня,

Пусть несчастным сиротою в этом я возрос краю,
Пусть томили униженья юность горькую мою, -

Времена те миновали, птицей улетели прочь,
Дни былые вспоминаю, как с дурными снами ночь.

Хоть твои хлестали волны, челн мой не пошел на дно,
Хоть твое палило пламя, не сожгло меня оно.

И поэтому я понял, край мой, истину одну,
Что душа равно приемлет и огонь твой, и волну.

Я постиг, что все священно: и овин твой, и ручей,
И гумно твое, и степи, и дороги средь полей,

И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,
Белые чулки, да лапти, да онучи, да сума,

И собаки, и бараны – вся родная сторона.
Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна.



1–й ведущий. Тукай пришел в литературу одухотворенный великими идеями гуманизма и демократизма. Сегодня мы с гордостью говорим, что Тукай учился у русских поэтов. Огромное значение для него имела встреча с Пушкиным, подружившись с которым, он уже не расставался с ним всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина. Он первым из поэтов Востока продолжал его реалистическую традицию. Пушкин был для Тукая не просто наставником. В его отношении к русскому поэту мы чувствуем какую-то особенную внутреннюю теплоту и нежность, свойственную только натурам поэтическим.

3-й чтец (читает стихотворение «Пушкину» в переводе С. Ботвинника).

Себе ты равных не имел, поэт вольнолюбивый!
Всегда душе моей близки твоей души порывы.

Деревья, камни – все вокруг, тебя услышав,
пляшет.
Коснется слуха звонкий стих – на сердце
радость ляжет.

Я с ярким солнцем бы сравнил твои стихотворенья.
Бог столько сил в тебя вложил, исполнил
вдохновенья!

Моя душа не знает тьмы: ты жизнь в нее вселяешь,
Как солнце - мир, – так душу ты стихами озаряешь!

Я наизусть твердить готов твои произведенья,
Вкушать плоды твоих садов, влюбляться в их
цветенье.

От деревца до деревца я теми брел садами
И восхищаться без конца твоими соловьями.

Душе ты – радость, взору – свет, так будь в
веках прославлен,

Пусть будет памятник, поэт, тебе в сердцах
поставлен!

Идти повсюду за тобой – мой долг, мое стремленье,
А то, что ты веры ты другой, имеет ли значенье?

Моя душа близка твоей, но так различны силы!
О если бы такой талант судьба мне подарила!



2–й ведущий. Пушкина и Тукая роднит разнообразие поэтических мотивов, интерес ко всем явлениям жизни. Это любовь к Родине, родным просторам, свободолюбивые настроения, революционные порывы, тонкое и глубокое понимание природы, восторженное отношение к женщине.

4-й чтец (читает стихотворение «Талисман» А. Пушкина).

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточеньем его.

Звучит романс "Я вас любил" (муз. Б. Шереметьева, сл. А. Пушкина).

5-й чтец.
Мне поэзия – отрада, ей всем сердцем предан я,
Ведь с красавицей своею навсегда расстался я.

И во имя этой боли все сердечней и нежней
По ночам стихи слагаю о своей неверной я.

У нее другой любимый - острый нож в груди моей,
Не слезами – кровью сердца эти строки создал я.

О изменница, злодейка, как была ты хороша
В день, когда, беды не чуя, был тобой обманут я!

Но несчастной страстью этой вдохновляется душа,
И пером своим все лучше оттого владею я.

Изменив, дала ты повод для насмешек надо мной.
День и ночь в огне разлуки от тоски сгораю я.

Для меня погасли звезды и померк весь свет
дневной,–
В этот мир и в мир грядущий потерял надежду я.

Но люблю свои страданья, излечиться не спешу,
Мне по сердцу вздохи горя, наслаждаюсь ими я.

Будет много разговоров, если тайну разглашу,
Потому любимой имя никому не выдам я.
(Г. Тукай. "После разлуки", перевод В. Тушновой.)



1–й ведущий. Многие стихи двух великих поэтов глубоко драматичны, они сильны внутренними, личными переживаниями, чувством невозвратной утраты.

В отдалении от вас
С вами буду неразлучен,
Томных уст и томных глаз
Буду памятью размучен;
Изнывая в тишине,
Не хочу я быть утешен, -
Вы ж вздохнете ль обо мне,
Если буду я повешен?
А. Пушкин. "Ек. Н. Ушаковой".)

2–й ведущий. Ты мертва, но любовь моя в сердце не гаснет еще, Ты мне дружбу и нежность в душе оставляешь еще. Знай, что смерть твою, друг мой, считаю я смертью своей.

Только вижу твой образ и голос твой слышу еще.
Я тобой был, ты – мною, и не было ближе друзей.
Все ушло без следа. Лишь любовь существует еще.
(Г. Тукай. "Надпись на могильном камне", перевод В. Тушновой).

1–й ведущий. А природа была одной из самых излюбленных тем в их поэзии. Для Пушкина и Тукая природа родного края всегда возвышенна и прекрасна, исполнена внутренней радости и света. Настроение ее изменчиво и непостижимо. От простых и ясных картин поэты переводят разговор на сложные вопросы бытия. В знаменитом стихотворении Пушкина "Зимняя дорога" мы слышим глубокие раздумья над своей судьбой.

6-й чтец.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

2–й ведущий. И как созвучно настроению пушкинского стихотворения «Буран» Тукая. Только в нем автор хоть в конце, пусть ненавязчиво, коснулся социального вопроса.

7-й чтец.

Неожиданно все небо черной мглой заволокло.
Снег беснуется, кружится и ложится тяжело,

Снег в лицо мне бьет нещадно, залепил глаза и рот,
Каждый кустик серым волком на пути моем встает.

Мрак и вьюгу побеждая, льется лунный свет вокруг,
Но луна сама боится и опять тускнеет вдруг.

Из каких земель далеких, из каких далеких стран
На безмолвную дорогу налетел такой буран?

Может, сказочные джинны с Каф горы спустились
вниз?!
Или мягкие перины у аллаха порвались?

В небе носятся снежинки, - белый пух из тех перин.
На земле же суетится, их поймать пытаясь, джинн.

Я ворчу.... С усмешкой смотрит на меня с небес луна.
Так богач глядит на бедных из высокого окна.
(Перевод С. Ганиева.)

1–й ведущий. Любя русскую литературу, глубоко почитая Пушкина, Габдулла Тукай оставался истинным патриотом. Но своей родиной он считал не только Татарстан, но и всю Россию. Во множестве стихотворений он пел о своей искренней любви к России.

8-й чтец. (стихотворение Г. Тукая. «На русской земле», перевод Р. Бухараева).

Наш след не померкнет на русской земле.
Мы – образ России в зеркальном стекле.
В ладу жили и пели мы с русскими встарь,
Свидетельством - нравы, привычки, словарь.
Мы с русским народом сроднились давно,
Во всех испытаньях стоим заодно.
Такого родства временам не избыть, –
Нас крепко связала истории нить!
Как тигры, смелы мы в тревогах войны,
Как лошади, трудимся в мирные дни.
На счастье - с народом любым наравне –
Имеем мы право в родимой стране!

2–й ведущий. А с каким вдохновением и тревогой он пишет о татарах, о желании счастья им!

Ведущий читает отрывок из стихотворения Г. Тукай. «Самому себе», перевод В. Звягинцевой.

Хочу разумным быть, чистосердечным.
Душа живет стремленьем к свету вечным.

Мне счастие татар дороже жизни,
Дождусь ли я для них хорошей жизни?

До срока думой тяжкою состарен,
Я сам татарин, истинный татарин.

Я дал народу обещаний много.
Исполню ль их - известно только богу.

Звучит татарская народная мелодия.

1–й ведущий. Тукай, как и Пушкин, тонкий лирик. Он высоко ценил народное творчество. «Народ велик, он могуч, он страстен, он музыкален, он писатель, он поэт», – говорил Тукай. Он полной пригоршней черпает вдохновение из родных песен и языка, где богатство народной души отразилось наиболее ярко. Поэтому поэт в адрес своего родного языка произносит благодарные слова:

9-й чтец. (стихотворение Г. Тукая. «Родной язык», перевод Р. Бухараева.)

О язык родной, певучий, о родительская речь!
Что еще на свете знал я? что сумел я уберечь?

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать.
Сказки бабушки я начал подрастая, понимать.

О язык мой, ты - опора в испытаньях бытия,
С детства близкий и понятный, радость и печаль моя.

О язык мой, как сердечно я молился в первый раз: –
Сохрани отца и маму, не оставь, всевышний, нас...

1– ведущий. Тукай высоко ценил долг поэта, который состоит в том, чтобы идти по избранной дороге, не прельщаясь никакими соблазнами, не сворачивая с нее. И для него до конца творчества самыми яркими путеводными звездами остаются имена русских поэтов.

Ведущий читает отрывок из стихотворения Г. Тукая. «Отрывок», перевод В. Ганиева.

Пушкин, Лермонтов – два солнца – высоко
вознесены.

Я ж свет отражаю, наподобие луны.
Пушкин, ты неподражаем, в повторенье толку нет.
Повтори я стих Корана, был бы я тогда поэт?

И Жуковский – мой учитель... Я поднялся в
вышину.
Эй, завистник, пес голодный, что ж ты лаешь на луну!

2–й ведущий. Таким мы видим гениального татарского поэта. Удивительная судьба! Еще на заре своей творческой жизни горячо и любовно он переводил Пушкина, Лермонтова, Кольцова, а теперь самого Тукая так же любовно и бережно переводят русские поэты. Он переведен на многие языки мира. Русский поэт Евгений Винокуров говорил, что все мы идем от Пушкина. Куда ни пойдешь – пройдешь по этому мосту. Даже если ты не согласен с ним, отрицаешь его – обойти не сможешь. Это непрерывная беседа всей литературы с Пушкиным.

Нечто подобное происходит с Тукаем. Говоря о современной татарской литературе, нельзя не вспомнить о Тукае. Он органически вошел в сегодняшний день, он идет на завоевание грядущих высот.

(стихотворение Г. Тукая. «Слава», перевод В. Звягинцевой.)

Пиши, но помни об одном; не увлекайся славой ты!
Одежды прочной не сыскав, очутишься в дырявой ты.
Не говори: коль славы нет, как отзовется голос мой?
Пойми: откроешь в мир окно душою чистой,
правой ты.

Звучит татарская народная песня (на выбор).

В конце вечера звучат стихи Г. Тукая и А. Пушкина на татарском языке.
Категория: Оригинальный сценарий | Просмотров: 1796 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]