08:09 Сценарий литературного вечера | |
Ведущий: Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии. Его детство прошло в крестьянской семье. Для поэтического мира Сергея Есенина стали значимыми не только русская природа и деревенский уклад, но и фольклор и духовная литература. В творческом пути С.А.Есенина первым этапом явилось начало 1910-х годов, когда поэтом было написано около 60 стихотворений и поэм. Основными темами лирики Есенина были деревня, родная природа. Русь в стихотворениях С.Есенина не обобщённый, а реальный образ – неброская природа, бедный крестьянский быт. Но для поэта этот «заброшенный край» - родной и любимый, и в субъективном восприятии его черты поэтизируются и возвышаются. Жизненный путь Сергея Есенина неотделим от затерявшейся «в Мордве и Чуди», ведущей «до сибирских гор» песчаной дороги его родины, по которой он пройдёт вместе с другими, принимая жизнь «Как судил рок», без страха, с надеждой на понимание, сочувствие и прощение «погибшей души»:
И когда с улыбкой мимоходом Распрямлю я грудь, Языком залижет непогода Прожитой мой путь. Разве могла быть иной судьба поэта, стихи которого волновали душу московского чекиста и врангелевского офицера, могли увлечь и царицу Александру Фёдоровну, и Льва Троцкого, и Василия Качалова? И это, совершенно особое, место в русской ауре определено тем, что его поэзия вступает в соприкосновение с самым сокровенным, тайным уровнем русской души, который связывает русских с Россией и с собой… (Звучит колокольный звон и песня «Гой ты, Русь») Входят двое: Есенин и Некто. Есенин: Знаешь, как я на Парнас восходил? Некто: Мне кажется, своим Парнасом ты обязан Блоку? Есенин: Да, когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я в первый раз видел живого поэта… Стихи у меня в Питере прошли успешно, из 60 принято 51, осенью Городецкий выпускает «Радуницу». После «ананасов в шампанском» публике будут предложены «рыхлые драчены». (Чтение стихотворения «Край родной! Поля, как святцы…») Некто: Ты должен знать, что в богатых буржуазных салонах никогда не оценят дух твой, бессмертье в тебе, для них интересно лишь то, что ты – простой мужик, - заговорил членораздельно. Помни же об этом. (Уходят.) Ведущий: В 1916 году Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде. Россия втянута в войну, а война – это всегда трагедия, народное горе. И поэт растворился в стихии народной жизни: бабы, невесты, ополченцы, ребята, матери, Русь, Мир …и Война. (Звучит стихотворение «Потонула деревня в ухабинах…») Ведущий: Это «соборное» стихотворение читал С.Есенин в Царскосельском лазарете, и его слушали великие княжны вместе с матерью, Марией Фёдоровной. На концерте поэт читал ещё одно стихотворение, посвящённое молодым царевнам. Есть что-то роковое в том, что Есенин скорбел о них ещё при жизни, и его стихотворение, посвящённое великим княжнам, - страстная молитва о них. (Чтение «В багровом зареве закат шипуч…») (Звучит тревожная музыка) 1-й ведущий: Наступал 1917 год. Я бросил мою винтовку, Купил себе «липу», и вот С такою-то подготовкой Я встретил 17-й год. Но всё же не взял я шпагу Под грохот и рёв мортир Другую явил я отвагу – Был первый в стране дезертир. 2-й ведущий: Но воздух революции, как хмель, ударит в голову поэту. Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать. Стихотворение волшебное! Дорогой гость – это предчувствие полного обновления жизни, исполнения самых тайных и высоких надежд и желаний, пришествие будущего, наполненного смыслом и красотой. Вот он, этот дорогой гость, скачет на сказочной колеснице: Я сегодня увидел в гуще След широких колёс на лугу, Треплет ветер под облачной кущей Золотую его дугу. Ведущий: Но чем дольше Есенин слушал «музыку революции», тем больше изнемогал от утери прежней гармонии. О какой гармонии, о какой красоте могла идти речь, если в тифлисском сборнике «Улыбка ЧК» печатались стихи о расстрелах…Это было время наступления хаоса и страха, когда жестокость становилась беспредельной. (Звучит стихотворение «О кого же, кого же петь?») Ведущий: Словно вьюга хлестнула в глаза, залепив их мокрым снегом, подхватили лихую тройку и понесла без пути, без дороги… Эй, ямщик, неси вовсю, чай, рождён не слабым, Душу вытрясти не жаль по таким ухабам… С.Есенин: Иногда вьюга успокаивается в душе, приходит покой, и в такие минуты я мысленно обращаюсь к матери. Пусть слепит снег, но милые черты, едва узнаваемые после пронёсшегося урагана, я ещё могу рассмотреть. (Звучит стихотворение «Письмо к матери») Тревожная музыка.) Ведущий: И последним пристанищем души поэта становится животный мир, ибо люди стали хуже зверей. Знаете ли вы, что знаменитая есенинская «Песнь о собаке» писалась, когда люди в тщетной надежде согреться топили дома мебелью и книгами, когда трупы умерших от голода людей лежали в подворотнях, когда заградительные отряды не пропускали в голодающие города ни одного мешка с хлебом, по ночам не прекращались расстрелы в подвалах ЧК. (Звучит стихотворение «Песнь о собаке») 2-й ведущий: Поэт с упоением перечитывал в эти дни Гоголя и с затаённым ужасом находил полное подтверждение его прозрений в окружающей жизни. О какой революции можно говорить? Всё тот же Миргород со знаменитой лужей и достопамятной свиньёй, таскающей с казённого стола важные бумаги. Только лужа полна крови, и кровавые капли свисают со свиных клыков. А по России катит бессмертный Чичиков, торгующий мёртвыми крестьянскими душами. Блуд на крови. Лиц человеческих не видно вокруг. Тяжело. Страшно. Именно в этот период Есенина посещала мысль о самоубийстве. Только сердце под ветхой одеждой Шепчет мне, посетившему твердь: Друг мой, друг мой, прозревшие вежды Закрывает одна лишь смерть. 1-й ведущий: Спасёт его Гоголь. Оглянувшись на свою жизнь, Есенин поймёт, что «птица-тройка» С ЕЁ НАВОДЯЩИМ УЖАС ДВИЖЕНИЕМ РАЗМЕТАЛА ПО КОЧКАМ ВСЮ ЕГО ПРЕЖНЮЮ ЖИЗНЬ. И ТЕПЕРЬ ПОЭТ, В ЭТО СМУТНОЕ И ТРЕВОЖНОЕ ВРЕМЯ, БУДЕТ ИСКАТЬ У Гоголя ОТВЕТ НА ВОПРОС: «Русь, чего ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?» И эта связь отыщется… (Звучит стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…») Ведущий: Есенин спрашивал себя: «Кем бы я был без революции? В кого бы превратился?» Он всегда знал – оставался бы самим собой, с единственным воплощением русского бунта, которое нёс в себе. Всё хулиганство Есенина состояло в том, что он по-прежнему подхвачен стихией ветра, в том, что он продолжает улыбаться, тогда как окружающие забыли, что такое добрая человеческая улыбка, в том, что он любит и жалеет зверьё в эпоху, когда жизнь человеческая дешевле медного гроша, в том, что ни разу не призвал к кровопролитию – ни в жизни, ни в стихах. (Звучит стихотворение «Я обманывать себя не стану…») Ведущий: После поездки за границу С.Есенин почувствовал, что вернулся не в ту страну, из которой уезжал. Здесь иная жизнь, и она требует иных песен, и «последнему поэту деревни»необходимо найти своё место в ней. Затихают последние шумы русского бунта, и безумный ветер начинает успокаиваться в душе». (Звучит стихотворение «Мне осталась одна забава…») (Звучит лирическая мелодия, на её фоне звучит стихотворение «По-смешному я сердцем влип…») Ведущий: Справедливы ли были упрёки в адрес С.Есенина в том, что он был легкомысленным человеком, что никого никогда не любил? Отношения с Айседорой Дункан были драматичными и стоили обоим много крови и нервов, но, расставшись с ней, он сохранил чувство нежной благодарности по отношению к этой женщине. Подлинной трагедией стал для поэта разрыв с Зинаидой Райх. Мучила двусмысленность отношений с Г. Бениславской. Софья Толстая…Здесь Есенин действительно стал жертвой собственного легкомыслия, женившись на женщине, глубоко чуждой ему. Цикл замечательных стихотворений «Любовь хулигана» посвящён актрисе камерного театра Августе Миклашевской. Не хочу я лететь в зенит, Слишком многое телу надо. Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада. 2-й ведущий: Он надевал крылатку и цилиндр, появлялся перед нею, нежный и благородный, и, мягко улыбаясь, произносил: «Это очень смешно? Но мне так хотелось быть на него, то есть Пушкина, похожим». Весь этот платонический роман Есенин воспринимал как овеянный дымкой начала девятнадцатого века. И любовь в стихах этого периода выглядит неземной, сказочной, только преобладают здесь осенние краски, соответствующие душевному состоянию поэта. (Звучит стихотворение «Заметался пожар голубой…») Ведущий: Но и эта сказка закончилась. Последнее стихотворение цикла – это прощание с любимой, трагическое осознание невозможности любить перед ликом мрачных сил, предчувствий смерти. 2-й ведущий: 1924 год. Не слишком ли рано подводить итоги? А олн их уже подводит, ибо чувствует своё приближение к роковой черте, и , может быть, впервые испытывает чувство страха, обыкновенного человеческого страха перед смертью. На этом переломе мироощущения спасительную руку мог протянуть только Пушкин, гений и царь русской поэзии, и есенинская лира осознанно настраивается по пушкинской. (Есенин читает стихотворение «Слишком я любил на этом свете…») 1-й ведущий: И кто мог представить тогда, что песня обречённого на гоненье поэта непременно прозвенит бронзовым звоном, а сам поэт знал об этом и сказал ещё при жизни: (Наизусть Есенин читает стихотворение «Пушкину») 2-й ведущий: 1925 год. Роковой для России. В декабре этого года страна потеряла одного из своих сыновей, чья биография запечатлена в его стихах, исполненных беспощадной откровенности и высокой поэзии. (чтение стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…») 1-й ведущий: а пока газеты ни на секунду не прекращали истерику в связи с «самоубийством», а следователи, бегло ознакомившись с материалами «дела», поставили точку 20 января 1925 года. И только один человек, родная мать поэта, сердцем чувствовала, что её сын ушёл из жизни не по своей воле. Что знала Татьяна Фёдоровна о гибели сына, о чём догадывалась и как сумела убедить священника (ведь самоубийц, как известно, не отпевают), мы никогда уже не узнаем. (Звучит песня «Отговорила роща золотая…») 2-й ведущий: Посмотрите в окно. Мокро. С листьев капает, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и без края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр оплаканная, воспетая Сергеем Есениным Россия. 1-й ведущий: Смолкни, полковая труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны, ребята! Шапки долой, Россия! Слушай своего Есенина! (Звучит песня «Свищет ветер, серебряный ветер») | |
|