17:04 Сценарий фольклорного праздника 2013 | |
Действующие лица: Потешник, Затейник.
ПОТЕШНИК: На Руси всегда люди верили в могущество имени, поэтому к его выбору относились очень внимательно. Обычно имя ребенку старались давать в честь святого, в котором видели нравственный идеал человека. Конечно, имя не могло полностью «предсказать» будущее человека, но оно в определенной степени как бы очерчивало характер нарекаемого. ЗАТЕЙНИК: Вдумайтесь в патриотическое значение имен, которые вы носите: Александр – от греческого словосочетания «защитник мужчин»; Андрей – от слова «муж», то есть «мужчина»; Валентин – от латинского слова «здоровый, сильный»; Виктор – по-латыни «победитель», Николай – по-гречески «победивший народы»; а славянские имена вы и сами сможете «расшифровать». Подумайте, каким словам родственны имена Владимир, Людмила, Ярослав, Вячеслав. (Ответы детей). ПОТЕШНИК: Много на Руси добрых, светлых имен. Но одно имя стало прямо-таки символическим обозначением русского человека – Иван. Это имя древнееврейского происхождения; буквально означает «божья благодать». Имя Иван имеет более ста производных: Иванушка, Ваня… Какие еще? (Ответы детей.) ЗАТЕЙНИК: Почему это имя так распространено? Потому что христианство пришло на языческую Русь со своим календарем, определившим на каждый день память какого-либо святого или праздника, связанного с евангельской историей. Когда ребенка крестили, ему давали имя в честь «ближайшего» по календарю святого. А Иванов в христианском календаре – шестьдесят два. ПОТЕШНИК: Самый интересный из «ивановых» праздников – рождество Иоанна Крестителя (24 июня). Этот христианский праздник совпал с днем летнего солнцеворота, издавна отмечавшегося народом. В ночь на Ивана Купалу (так называют люди этот праздник) солнце «поворачивает на зиму» – дни становятся короче, ночи удлиняются. Поздним вечером на Купалу разжигают большие костры, поют песни. Иван да Марья На горе купалися; Где Иван купался Берег колыхался, Где Марья купалась – Трава расстилалась. ЗАТЕЙНИК: По древним поверьям, огонь обладает животворящей силой. Купальские костры должны были «помочь» усталому солнцу, придать ему силы, а заодно и поддержать всех празднующих. Поэтому и старые и молодые прыгали через костер, переносили через него детей, бросали в огонь разные травы, чтобы запастись здоровьем и долголетием, прогнать злые силы. Также считалось, что вода на Иванов день обладает чудесным свойством смывать с больного тела все недуги – поэтому праздник отмечался всеобщим купанием. ПОТЕШНИК: Кроме того, травы, сорванные в Иванов день, обладают целебными свойствами. В ночь на Ивана Купалу молодые девушки гадали. Вечером они отправлялись отыскивать цветы, которых надо было набрать двенадцать. Главной считалась трава иван-да-марья, а остальные – какие встретятся. Затем шли домой, ложились спать, приговаривая: «Иван-да-марья, головная трава и все двенадцать трав, скажите, кто мне будет жених». ЗАТЕЙНИК: Время солнцеворота считается «пограничным» и поэтому опасным. С днем Ивана Купалы связано множество легенд, страшных рассказов о разгулявшейся нечистой силе, о том, что в эту ночь даже деревья переходят с места на место, а там, где зарыт клад в лесу, папоротник расцветает пышным огненным цветком. А легенда о растении иван-да-марья рассказывает, как брат и сестра, разлученные в детстве, не узнали друг друга, полюбили, поженились и за этот кровосмесительный грех были наказаны: превращены в лилово-желтый цветок – иван-да-марья. ПОТЕШНИК: Вековая народная мудрость отразилась в котротких, емких, образных высказываниях – пословицах. Пословица может и похвалить, и укорить, и научить. Давайте припомним несколько «уроков мудрости» – пословиц. Я буду произносить их первую половину, а вы должны будете вспомнить вторую, а заодно и объяснить смысл высказываний. 1. Иван в дуду играет… (а Марья с голоду помирает). 2. Добрый Иван – и людям и нам … (а худой Иван – ни людям, ни нам). 3. Иван не болван … (не всяк на нем исправливал шапки). 4. Иван был в орде … (а Марья вести сказывает). 5. Бедному Иванушке … (на ровном месте – камушки.) 6. Ни в городе Иван … (ни в селе Селифан). 7. Был Иван, а стал болван … (а все винцо виновато). (Дети объясняют, в каких ситуациях употребляются эти пословицы.) ЗАТЕЙНИК: И по сей день много Иванов на Руси. У детского поэта и сказочника Андрея Усачева есть друг – Иван Петрович Петушков, о похождениях которого сложено немало веселых историй в стихах. Давайте послушаем и посмотрим одну из них. (Исполняется стихотворение А.А.Усачева «Фантазер».) Иван Петушков был большим фантазером. Он мог, например, становиться забором… Вот встанет Иван, как забор, средь двора – И лазит весь день по нему детвора. Еще он умел превращаться в слона И так натурально трубил из окна, Пугая соседей, прохожих, собак, Что сдали однажды его в зоопарк. А как-то Иван, притворившись жуком, Решил по газону побегать ползком… Когда он жуком притворялся, В траве Петушков потерялся. Искали Ивана три ночи, три дня… Представьте! На даче сидел у меня И с видом задумчиво-грустным Листом объедался капустным. – Иван, – говорю. – Как же ты измельчал! Забрался на грядку, сожрал мой кочан. Да ты, – говорю, – стал обычным жуком! А он мне в ответ: «С вами я не знаком!» И с тем же бессовестным хрустом Жевать продолжает капусту. Тогда вынимаю я пачку халвы, И тотчас вскочил Петушков из травы, Подпрыгнул и встал перед пачкой На задние лапы собачкой. – Ага! – закричал я. – Попался мошенник! И тут же надел на Ивана ошейник. Заплакал Иван: «Коли жизнь несладка, То может любой превратиться в жука. Корми меня лучше халвою, Я буду всегда сам собою!» Сказал. И опять превратился в забор!.. Такой уж Иван Петушков фантазер! ПОТЕШНИК: А я вам напомню, что есть такой фольклорный жанр – частушка. Это короткая рифмованная песенка – иногда насмешливая, иногда печальная… Сколько частушек сложено про Иванов! Давайте послушаем. (Девочки исполняют частушки.) * * * Хорошо влюбляться, Да трудно расставаться – Солнышку с туманушком, А девушке с Иванушком. * * * Ничего нет на уме – Только про Иванушка: Что-то больно долго нет, Дома неуправушка. * * * Через реку, через мост Я кричала перевоз. Меня душечка-Ванюшечка На ручках перенес. * * * По деревне я шла И Ванюшку видела: Под кустом сидел и плакал – Курица обидела! * * * Балалаечка-гудок Свое дело знает: Она в Ваниных руках Хорошо играет! * * * Уж я топну ногой, Да притопну другой! Выходи ко мне, Ванюша, Попляши-ка со мной. * * * Встал наш Ваня на носок, А потом на пятку. Стал он «русскую» плясать, А потом вприсядку. * * * Эй, шире круг, Рукавички с рук! Моя правая нога Захотела трепака. А ты, Ваня-пастушок, Поиграй-ка мне в рожок. Ух, ух, Во весь дух! Попляши, Иван, За двух! (Девочки приглашают на пляску мальчиков, все вместе пляшут.) ЗАТЕЙНИК: Мне кажется, что здесь мальчики чересчур застенчивы… Девчонки и поют, и пляшут, а мальчишки скромничают. Как же мы узнаем, на что они способны? ПОТЕШНИК: Не волнуйся, мальчики еще себя покажут. Сегодня мы пригласили на праздник ребят, которых зовут Ванями, Иванушками. А ну-ка Вани, выходите, себя покажите! (Проводится конкурс между Иванами: кто быстрее и лучше запомнит и воспроизведет стихотворение Э.Н.Успенского «Память».) Я не зря себя хвалю, Все и всюду говорю, Что любое предложенье Прямо сразу повторю. «Ехал Ваня на коне, Вел собачку на ремне А старушка в это время Мыла фикус на окне». – Ехал Ваня на коне, Вел собачку на ремне, Ну, а фикус в это время Мыл старушку на окне. – Ехал фикус на коне, Вел старушку на ремне, А собачка в это время Мыла Ваню на окне. Знаю я, что говорю… Говорил, я повторю, Вот и вышло без ошибок, А чего хвалиться зрю?… ЗАТЕЙНИК: Это смешное стихотворение на основе детской считалки сочинил писатель Эдуард Успенский. Он же придумал Чебурашку и старуху Шапокляк, дядю Федора и кота Матроскина… А вспомните, как называется его сказка, в которой действуют фольклорные персонажи? («Вниз по волшебной реке».) Только главного героя, как бы в нарушении «сказочных» законов, зовут не Иваном, а … (Митей). ПОТЕШНИК: Считалки, потешки, дразнилки и другие жанры детского фольклора сопровождают все наше детство. А о ком они? Как правило, об Иване! Послушаем? (Дети вспоминают фольклорные тексты.) Иван, Иван Вырывай бурьян, Чтобы росла репка – Сладкая да крепкая, Чтобы вырос огурец – Длинноусый молодец. Едет Ваня на быке, Балалаечка в руке. Балалаечка упала, Быку ноженьку сломала. ЗАТЕЙНИК: Вы забыли про считалки! Ну-ка, давайте посчитаемся! Дядя Ваня, посмотри, Мы пускаем пузыри: Синий, красный, голубой – Выбирай себе любой. Аха-ахи-ахи-ах, Едет Ваня на волах! – Постой, Ваня, погоди, Почем стоят пироги – В Москве на лотке, На железном листке? – Они стоят пятачок, А тебе водить, дружок! По селу идет Иван, Потерял он свой кафтан. А кафтан на улице, Его склевали курицы, Курицы – наседки, Добрые соседки. Дон, дон, дон, дон – Начинай играть свой кон! Едет Ваня в красной шапке На серебряной лошадке, Золотой уздой звенит, Во все стороны глядит, Плеточкою машет, Под ним лошадка пляшет. Иван с косой, Не ходи босой, А обутый ходи, Себе лапти сплети. Если будешь ты обут – Волки, лисы не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть! (Выходят те, кого «посчитали». Для них, если позволяют условия проведения праздника, предлагается игра «Иван-косарь и звери». Ребята называют себя Зайцем, Лисой, Волком, Медведем. Иван-косарь берет палку – «косу» и «косит траву». С ним переговариваются: «Иван-косарь, что ты делаешь?» – «Траву кошу». – «А зачем трава?» – «Коров кормить». – «А зачем коровы?» – «Молоко доить». – «А зачем молоко?» – «Сырцы лепить». – «А зачем сырцы?» – «Охотников кормить». – «А зачем охотники?» – «В лесу зверей ловить!» «Звери» разбегаются. Иван-косарь бежит и хватает зазевавшегося зверя.) ЗАТЕЙНИК: Посмотрите-ка, ребята, какого зверя Иван-косарь поймал! (Игра повторяется несколько раз.) ПОТЕШНИК: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки. (Дети разыгрывают три небылицы в лицах.) – Иван, скажи моей лошади: тпру! – А сам что ж? – Да губы замерзли. – Понял, Ванюшка? – Понял, бабушка. – А что же ты понял, Ванюшка? – А ничего, бабушка! – Где ты, брат Иван? – В горнице. – А что делаешь? – Помогаю Петру. – А Петр что делает? – Да на печи лежит. ЗАТЕЙНИК: Пошумели, посмеялись – пора и отдохнуть. Давайте послушаем тихие колыбельные песни. Немногие знают, что колыбельные песни – это как бы древние заклинания, с помощью которых матери оберегали своих детей от злых сил. (Девочки с куклами на руках поют колыбельные песни.) Баю, баюшки-баю, Колотушек надаю. Колотушечек. Будет Ваня крепко спать… Баю, баю, баюшок, В огороде петушок. Петя громко поет, Ване спать не дает. А ты, Ванечка, усни, Крепкий сон к тебе приди. Тебе спать – не гулять, Только глазки закрывать Ай, баень, ай, баень, По горам идет олень, По горам олень идет, Дрему на рогах несет. – Приходи, олешек, в дом, Неси Ване угомон. ПОТЕШНИК: Мы знаем, вы любите игры, песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее, Чем наши волшебные сказки! ЗАТЕЙНИК: Любимым сказкам посвящена придуманная для вас викторина. | |
|