15:18 Сценарий День славянской письменности и культуры | |
Классный час, посвященный дню славянской письменности, может проводиться в библиотеке, украшенной в честь праздника шарами, цветами, веточками березы.
Ведущие: ученики (мальчик и девочка). Часть 1 - Открытие праздника - стих, посвященный Кириллу и Мефодию Ведущие наизусть рассказывают первое четверостишье: Не каждый знает, что сегодня Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия. Для тех, кто слышит имена их в первый раз, Начнем, пожалуй, этот длинный сказ… Далее ведущие разворачивают заранее приготовленный свиток с распечатанными словами и зачитывают: "В далекие, далекие года Такие, что представить даже трудно, В Солониках (Солуни назывался он тогда) В семье два брата жили дружно. Тот, что постарше - был Мефодий, Помладше брат - был Константин, Славянами считались все они в народе И жили долго, до седин… Мефодий стал военным, как отец, А Константин был образован - чтец, Учился вместе с ним и малолетний император - Михаил И Константин с отличием свою учебу завершил. А в Греции, затем, ученым знаменитым стал И философию в университете преподавал. За ним ученых степеней тянулся караван, Он выучил латынь, арабский, он читал Коран. Интересовался муж риторикой, наукой И не испытывал он муку, Когда учил на память он святого Богослова, Он мог пересказать Писание из слова в слово. В те времена славяне из Моравии Мечтали получить побольше знаний о православии. Все потому, что греческий, латынь они не знали И проповеди в церкви плохо понимали. Ведь не было письменности у славян своей И с просьбою к царю обратились ото всех людей. Поэтому царь греков Михаил Придумать алфавит скорее Константину поручил. А обещал ему помочь в этом Мефодий, Который отслужил 14 лет и был уже в народе, На горе Олимп, среди святых, Он принял постриг и жил теперь у них. Два брата попросили помощи у Бога И в 863 году они создали Алфавит свой понемногу. Их письмена были просты, красивы и понятны, Слова Евангелия Константин писал все внятно И перевел с латыни для славян Писание Святое. Молитвы и ученье Божье стало всем доступное, простое. А, приняв постриг, Константин в миру Кириллом стал И алфавит его народ кириллицей прозвал. Обоих братьев - и Кирилла, и Мефодия С тех пор все стали звать в народе Святыми просветителями всех славян И имена их помнят до сих пор и благословят!" Часть 2 - Гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян. Звучит музыка, дети, выучив заранее слова, поют гимн все вместе. Часть 3 - Знакомство с алфавитом Требуется заранее приготовить плакаты с буквами славянского алфавита - кириллицы. Ведущие говорят: "Для лучшего запоминания Азбуки болгарские книжники - ученики Кирилла и Мефодия создали "Азбучную молитву", которая считается первым славянским стихотворением". Дети выходят каждый со своим плакатом, на них - буквы, встав друг за другом, поочередно знакомят всех присутствующих каждый со своей буквой и зачитывают самый понятный вариант Азбучной молитвы: Аз - Аз есмь свет миру Буки - Бог есмь прежде всех век Веди - Ведаю всю тайну в человеце и мысль Глаголь - Глаголю людям закон Мой Добро - Добро есть творящим волю Мою… (Плакаты затем нужно расставить на свободные стулья). Ведущие рассказывают о том, что до сих пор ученые всего мира бьются над точной расшифровкой послания, заложенного в славянском алфавите. Существует много трактовок и предположений, а ведущие обращают внимание школьников на доступный всем смысл послания, заложенный уже в первых буквах алфавита: "Я буквы ведаю, чтобы говорить добро…" Часть 4 - О красоте русского языка Ведущие: "Более 700 лет славянский язык и письменность просуществовали в неизменном виде. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые (Ё и Й). В 1918 г была проведена реформа русского языка - алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день. До сих пор русский язык считается одним из красивейших в мире и вызывает восхищение у большинства великих людей". В качестве примера ведущие приводят высказывания: 1. А.Куприна: "Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". 2. Г.Державина: "Славяно - российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком". 3. Ч.Айтматова: "Бессмертие народа - в его языке". 4. А.Ахматовой (отрывок из стихотворения "Мужество"): Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Часть 5 - Конкурс (на знание русских поговорок) Ученики стараются вспомнить как можно больше поговорок и пословиц, посвященных родному языку, азбуке. Ведущие имеют заранее подготовленный список и дают подсказки. Победителю вручается приз - книга, содержащая буквы древнего языка. (Например, любая сказка, в который присутствует камень, на котором буквами кириллицы написано: "Направо поедешь - себя спасать, коня потерять…"). Часть 6 - Юмористическая сценка На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают ученики, накинувшие на голову и плечи большие темные плащи до пят с капюшонами, надев бороды от костюмов Деда мороза. "Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, плакаты с буквами кириллицы и говорят: Кирилл: Посмотри сюда, Мефодий - Это ж наши с тобой буквы, Говорил тебе - в народе Наши буквы помнить будут! Знать, трудились не напрасно, Видишь - торжество какое, Посмотри-ка, жизнь - прекрасна! Видно, празднество большое. Мефодий: Слышал, гимн пропели и тебе и мне, Значит, мы прославили Россию на Земле. Такой язык красивый создали не зря, Ты видишь - все славяне нас благодарят. Однако, кто это кричит, А речь мне не понятна? "Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка (в очках), ведущие между собой диалог (громко): Мальчик: "Эй, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!" Девочка: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать - с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?" Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются. Снова на сцену выходят "старцы": Кирилл: Видать заморские слова Проникли в речь на Русь И трудно будет их изжить, боюсь… Мефодий: Да нет, ведь это отроки младые, Не выучили все они слова красивые, простые, А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки, То враз их головы наполнятся умишком, Поймут они, что никогда нельзя предать Язык родной, как Родину и Мать! Часть 7 - Заключительная Ведущие: "Сегодняшний день считают праздником славянской письменности и культуры. Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни и пропагандировать нашу русскую культуру, помнить наши традиции. Мы приглашаем выступить с номерами художественной самодеятельности наших учеников". На сцену выходят несколько учеников и исполняют известные старинные русские народные песни, все кто знают слова - им подпевают. Звучит музыка песен "Порушка-поранья", "Во поле березка стояла" и т.д. Если имеются соответствующие костюмы и желающие танцевать, исполняются национальные танцы. На этом классный час в библиотеке, посвященный дню славянской письменности, заканчивается. | |
|