06:40 Сценарий День Лицеиста | |
Оформление: портрет А. С. Пушкина, выставка книг – произведений А.С. Пушкина, на столе конторка, подсвечники, чернильница с гусиным пером, полное многотомное собрание сочинений за 1936 год. На протяжении всего праздника используется презентация <Приложение 1>.
Портреты лицеистов: Пущин Иван Иванович (1798 – 1859), Большой Жанно, Иван Великий, друг Пушкина, декабрист. Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846), Кюхля, друг Пушкина, декабрист. Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831), Тося, друг Пушкина. Поэт. На его стихи написан гимн лицеистов «Шесть лет промчались, как мечтанье…» Горчаков Александр Михайлович (1798 – 1883), Франт. Дипломат. Будущий канцлер России. В одном из стихотворений Пушкин скажет: Кому ж из нас последний день Лицея Торжествовать придется одному… Последним и будет Горчаков. Данзас Константин Карлович (1801 – 1870), Медведь, Кабуд. Секундант Пушкина на дуэли. Корф Модест Андреевич (1800-1876), Модинька, Дьячок Мордан. Лицеисты его не очень любили. На то были причины. Об этом можно будет рассказать в следующих сценариях. Малиновский Иван Васильевич (1796 – 1873), Казак. Сын первого директора, Василия Федоровича Малиновского. Очень преданный друг. Матюшкин Федор Федорович (1799-1872), Федернелка, Плыть хочется. Друг Пушкина. Будущий адмирал. Яковлев Михаил Лукьянович (1798-1868), Паяс. Друг Пушкина. Замечательный композитор. Многие его романсы написаны стихи Пушкина. Бессменный лицейский староста. После окончания Лицея собирались 19 октября ежегодно у него. Ход праздника Выходят участники праздника парами под звуки музыки, рассаживаются в зрительном зале, 4 пары выходят на сцену и танцуют. 1 ученик: Мы чтить тебя привыкли с детских лет И дорог нам твой образ благородный. Ты рано смолк, но в памяти народной Ты не умрешь, возлюбленный поэт! 2 ученик: Бессмертен тот, чья муза до конца Добру и красоте не изменяла, Кто волновать умел людей сердца И в них будить стремленье к идеалу. 3 ученик: Кто сердцем чист средь пошлости людской, Средь лжи кто верен правде оставался И кто берег ревниво светоч свой, Когда на мир унылый мрак спускался. 4 ученик: И все еще горит нам светоч тот, Кто гений твой пути нам освещает; Чтоб духом мы не пали средь невзгод, О красоте и правде он вещает. 5 ученик: Все лучшие порывы посвятить Отчизне ты зовешь нас до могилы; В продажный век, век грубой лжи и силы Зовешь добру и истине служить. 6 ученик: Вот почему, возлюбленный поэт, Так дорог нам твой образ благородный, Вот почему неизгладимый след Тобой оставлен в памяти народной! 7 ученик: А.С. Пушкин—великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой. 8 ученик: Его называют солнцем русской поэзии—так ярок был его талант, так тепл и ласков, так необходим людям. Уходят под музыку. Чтец: Пушкин родился 6 июня (по новому стилю) 1799 года. В семье Пушкиных было 3 детей. Александр был средним. Старшую сестру звали Ольгой, младшего брата—Львом.. Чтец: Мать Пушкина – Надежда Осиповна – внучка знаменитого араба Ибрагима Ганнибала. В ней чувствовалась африканская кровь. Она была смуглая с черными густыми кудрями, с темными глазами, тонким орлиным носом и гордо посаженой головой. Она была очень красива. Чтец: Отец – Сергей Львович– военный человек, лейб-гвардии поручик Измайловского полка. Александр Пушкин был вторым ребенком в семье (первая – сестра Ольга), родился в мае, рос пухленьким увальнем с широко раскрытыми, не по-детски умными голубыми глазами. Чтец: У родителей часто собирались знаменитые гости: историки, литераторы, поэты – все острословы, умники (Карамзин Н. М., Дмитриев И. И., Батюшков Н. Н., Жуковский В. А. И дядя, поэт Василий Львович Пушкин). Маленький Саша затихал, садился в уголок и жадно вслушивался в умные разговоры, он никогда не вмешивался в дела больших, на все молниеносно реагировал, все схватывал на лету. Чтец: Когда родители уезжали на бал, Саша забирался в кабинет отца, где была большая библиотека, усаживался в огромное кресло и читал, читал. Глаза его пылали, лицо покрывалось смуглым румянцем. Он ничего не видел и не слышал вокруг, весь погруженный в чтение. Чтец: Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта Чтец: Напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным .Надежда Осиповна заставляла маленького Александра бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая и леность его, и молчаливость”. Чтец: До 12 лет он воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Пушкин обожал их слушать. Чтец: Однако учиться он никак не хотел. У него была прекрасная память, и он пытался хитрить: старался запомнить уроки в тот момент, когда его сестра отвечала их учителю. Арифметика казалась для него недоступной, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами. Чтец: Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по-французски. Сценка №1 Комната в доме Пушкиных. Пушкин просыпается. Вскакивает рыком. Грызет ногти. Быстро одевается. Бежит. По дороге теряет носовой платок. МАТЬ (наблюдает все это): Бог ты мой. Тяжел, неповоротлив. Платки вечно теряет. Надо связывать ему руки поясом. (Пытается это сделать. Пушкин вырывается. На всех смотрит дичком). В кого такой? В нем нет никакой любезности. (В этот момент Пушкин, садясь за стол, нечаянно бьет стакан. Мать бьет его по щеке). ОТЕЦ: Этот стакан денег стоит! 15 копеек! Вечно у тебя все из рук валится! Мать и отец склоняются над осколками. Пушкин смеется. МАТЬ: Что ты смеешься? Что зубы скалишь? ОТЕЦ: Сашка, поди вон Пушкин уходит с достоинством. МАТЬ: Ишь, гордый какой! Голову задрал! Честь его оскорбили. Пушкин проходит. Арина тайком сует ему пряник. Прижимает к своей груди. Идет вместе с ним. Потом отстает. ПУШКИН (Подходит к книжным полкам. Достает какую-то толстую, начинает читать, потом прячет эту книгу). АРИНА (видит это): Не бери ты, Сашенька, книги оттуда. Это тайный шкаф! Батюшка будет недоволен. ПУШКИН: В неделю тайный шкаф был прочтен. Много интересного. Вот о любви! А это о чести и достоинстве. ОТЕЦ: Книги у меня таскает. Читает недозволенное. Надо воспитать в нем изящный вкус – это образует человека. КТО-ТО ИЗ ГОСТЕЙ: А почему вы не отдали его в Университетский пансион? ОТЕЦ: Сашка вырос. Все его сверстники определены. Один он слоняется недорослем. Ну, бог с ним, с этим пансионом. Он предпочитает… Петербург. ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ: Под Петербург… В Царское Село… В Лицей… Я сам повезу его туда. Это совершенно новое учебное заведение… Такого в России еще не было… Сценка №2 … Публика гуляет в Царском Селе. Некоторые из гуляющих могут быть с детьми. – Что-то новое… слыхали? – Да! Лицеем обозвали. – Что же значит сей Лицей? – Надо выяснить скорей! – Аристотель так учил. – Он тогда в Афинах жил. – И, гуляя по аллеям, – Размышлял он о Ликее. – А на русский лад – Лицей. – И хватает здесь аллей. – Говорят, не будут бить. – Как без этого учить? – Вы дикарка! Вам не стыдно?! За Россию мне обидно! – Обучение – 6 лет. – Так решил их педсовет. – Кто-то мне еще сказал – всем отдельный дортуар. – Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно. Чтец: А как все начиналось? Вспоминаю: С лицейским временем Я встретиться желаю. Пушкин: Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, Исписанный когда-то мною, На время улети в лицейский уголок Всесильной, сладостной мечтою. Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирную, шесть лет соединенья, Печали, радости, мечты души твоей, Размолвки дружества и радость примиренья, – Что было и не будет вновь… Лицеисты входят под музыку. Желательно, чтобы их было не менее 8-10 человек. Форма – темные брюки, белые рубашки. К воротникам пришиты красные ленты. Воротники подняты. Чтец: В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения. Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России. Чтец: Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими. Чтец: Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село. Чтец: Их 30 человек. Вот класс. Бакунин, Броглио, Вольховский, Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас, Тырков, Корнилов, Малиновский. Здесь Кюхля, Маслов, Есаков, Комовский, Гурьев. Илличевский, Костенский, Стевен, Горчаков, Мартынов, Мясоедов, Ржевский. Вот Гревенец и Ломоносов, Вот Яковлев и Корсаков Но где еще кого-то носит? Откликнитесь на трубный зав! Мы их, конечно, не забудем: Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин. Чтец: Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок Урок математики Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает. КАРПОВ: Пушкин, решайте уравненье. ПУШКИН: Я не умею. КАРПОВ: Идите и решайте, а вы все поспешайте! Пушкин мучается у доски. КАРПОВ: Я все стою печально и смотрю… ПУШКИН: Но уравнение равно нулю. КАРПОВ: У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не 5 получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет. ХОР ГОЛОСОВ: Но он у нас большой поэт. Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин. Г.Р.ДЕРЖАВИН: Старик Державин все заметил. Восторгов я тогда не скрыл. Ведь чудо в Пушкине отметил И, в гроб сходя, благословил. Хочу еще раз все услышать. А ну-ка, милый, встань поближе. Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат) А Саше – рупор посильней. Пантомима. Пушкин убегает в сад. Чтец: Весною того же 1815 года «Воспоминания в Царском Селе» напечатаны в журнале «Российский Музеум» с примечанием: «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает. Издатель «Музеум». Чтец: Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Здесь он встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями – Пущин, Кюхельбекер,Дельвиг. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – мореплаватель, Яковлев – композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь. Перед выпуском ЛИЦЕИСТЫ: – Летом 1816 года нам сообщили новость. – Граф Разумовский с соизволения царя распорядился ускорить наш выпуск на четыре месяца. – Что заставило начальство торопиться с выпуском? – Не знаю. – Мы окончили Лицей на три месяца раньше положенного. Стены нас больше уже не держали. – 9 июня 1817 года… Завтра мы покинем Лицей навсегда. ВСЕ ПОЮТ: Шесть лет промчались, как мечтанье, В объятьях сладкой тишины. И уж отечества призванье Гремит нам: шествуйте, сыны! О матерь! Вняли мы призванью, Кипит в груди младая кровь! Одно лишь есть у нас желанье – Всегда хранить к тебе любовь! Мы дали клятву: все родимой, Все без раздела – кровь и труд. Готовы в бой неколебимо, Неколебимо – правды в суд… Чтец: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей. ПРОДОЛЖАЮТ ПЕТЬ: Простимся, братья! Руку в руку! Обнимемся в последний раз! Судьба на вечную разлуку, Быть может, здесь сроднила нас! Друг на друге остановите Вы взор с прощальною слезой! Храните, о друзья, храните Ту дружбу с тою же душой. То ж к правде сильное стремленье, Ту ж юную ко славе кровь. В несчастье – гордое терпенье А в счастье – всем равно любовь! Шесть лет промчались, как мечтанье, В объятьях сладкой тишины, И уж отечества призванье Гремит нам: шествуйте, сыны! Прощайтесь, братья, руку в руку! Обнимемся в последний раз. Судьба на вечную разлуку, Быть может, здесь сроднила нас! | |
|