Среда, 08.05.2024, 07:06
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Март » 14 » Сценарий День Гаи
11:57
Сценарий День Гаи
Мы Вас храним для любящих сердец.

1917 г. – НКВД РСФСР издал постановление «О рабоче-крестьянской милиции». Отныне поддержание безопасности движения транспортных средств и пешеходов на улицах возлагалось на милицию. Подобные требования содержались во всех документах Советского правительства, регламентировавших работу милиции (1918г., 1920г., 1931 г.).

1934 г. – Совет Народных Комиссаров СССР организовал при центральном управлении дорожного транспорта Государственную автомобильную инспекцию.

Датой образования ГАИ принято считать 3 июля 1936 года, когда СНК СССР своим постановлением утвердил Положение «О государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Согласно этому положению сотрудники ГАИ наделялись всеми правами, установленными для работников милиции, вводилась система безопасности дорожного движения в стране. Инспектор мог налагать на нарушителей правил эксплуатации автотранспорта денежные штрафы, а также ставить перед квалифицированной комиссией вопрос о лишении шоферов права вождения автотранспорта за систематические нарушения правил управления автомобилями.

30 сентября 1963 года Совет Министров СССР утвердил типовое «Положение о Государственной автомобильной инспекции МООП союзной республики».

2 февраля 1976 года Совет министров СССР принял постановление «О мерах по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижении тяжести их последствий».

1989 г. – образовано МВД РСФСР, в центральный аппарат которого вошло Управление госавтоинспекции, с 1992 года Главное управление госавтоинспекции.

1998 г. – Указом Президента №711 от 15 июня Госавтоинспекция переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации – ГИБДД.

2002 г. – Указом Президента №679 от 2 июня инспекция стала называться ГИБДД (ГАИ).

Сухие строчки и даты постановлений, за ними трудно разглядеть героику суровых будней рыцарей автомобильных трасс. Как только не изощряются бойкие на перо отдельные «борзописцы», чтобы излить свою желчь на сотрудников этой старейшей службы. И пусть это не редко бывает объективно, но не заслуживают огульного очернения те, кто в мороз и зной, дождь и вьюгу, в смоге отработки сотен тысяч машин днем и ночью берегут наши жизни на дорогах. И не случайно смыслом их жизни стал «слоган» на рекламных щитах вдоль всех дорог нашей необъятной Родины: «Водитель! Помни, тебя ждут живым дома!».

Одним из первых нормативных актов, который устанавливал правила движения всадников, конных экипажей и был направлен на обеспечение безопасности граждан в населенных пунктах, был именной Указ царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича еще в 1683 году, запрещающий быструю езду по улицам Москвы. Основными видами нарушений на городских улицах считались быстрая езда и битье кнутом кучерами прохожих. Чтобы это пресечь императрица Анна Иоановна в 1732 году принимает Указ, которым запрещалось «необыкновенно» скакать , бить прохожих плетьми, давить их лошадями и санями под страхом жестокого наказания и даже смертной казни.

8 сентября 1802 года в соответствии с принятым Манифестом императором Александром 1, впервые в Российской истории было образовано Министерство внутренних дел. В это время полиция обеспечивала общественный порядок и в сфере дорожного движения. В 1804 году петербургская полиция разработала Наставление старостам извозщичьим и извозчикам, которое стало прообразом ПДД (были установлены требования и к возрасту извозчиков, не менее 15 лет и не старше 65 лет, определено сколько лошадей можно запрягать в повозку).

В конце 18 века составляются карты дорог страны, прокладывается первое шоссе между Санкт-Петербургом и Москвой (1834г.). С каменным дорожным покрытием появляется нового вида конно-железные дороги (конка, 1838г.). Положением о Санкт-Петербургской городской полиции устанавливалось, что за порядком движения по улицам следит унтер-офицер городской стражи. Кучерам и форейторам запрещалось сходить на улице с козел или верховых лошадей без крайней нужды, оставлять лошадей без надзора, конные экипажи разрешалось ставить с одной стороны улицы и не более чем по два в ряд.

1866 год ознаменовал собой важный рубеж по упорядочению дорожного движения на улицах Санкт-Петербурга и Москвы. Городская Дума ввела регулярный технический осмотр всех средств передвижения, она установила размеры штрафов за нарушение правил езды. Появились номерные знаки, которые стали окрашиваться в разные цвета (что делается и по сегодняшний день). Ночью извозчики должны были зажигать фонарь.

В 80-х годах 19 века появились «циклисты». Так называли в те времена велосипедистов. В 1895 году по улицам Санкт-Петербурга проследовал первый автомобиль.

В городе Костроме первый автомобиль марки «Форд» появился в 1910 году и принадлежал он губернатору Костромской Губернии Петру Петровичу Шиловскому. Второй автомобиль был приобретен одним высокопоставленным чиновником в начале 1912 года также марки «Форд».

В 1912 году Галичская улица замащивается каменным покрытием и открывается первое автомобильное движение по тракту Кострома-Судиславль. В 1928 году открывается автомобильное движение по тракту Кострома-Сусанино, а в 1927-1928 г.г. Кострома получает первый транспорт для общественного проезда – 2 автобуса и несколько автомашин.

В 1917 году Народным Комиссариатом внутренних дел РСФСР издается постановление «О рабоче-крестьянской милиции». Среди основных направлений по охране общественного порядка предусматривалось наблюдение за безопасностью дорожного движения технических средств и пешеходов. В 20-е годы издаются декреты: «О регистрации автомашин», «О номерных знаках», «О шоферских документах» и другие. В 1926 году появляются первые будки регулировщиков уличного движения. Уже в 30-х годах формируются первые отделения по регулированию уличного движения.

Вплоть до 60-х годов в милиции были 2 подразделения, занимавшиеся обеспечением безопасности дорожного движения: ГАИ и ОРУД (отделы регулирования уличного движения).

С августа 1944 года Костромская милиция, в том числе и подразделение Госавтоинспекции, открывают новую страницу своей истории. В те годы в ряды милиции пришли опаленные огнем войны фронтовики. Приказом Народного Комиссара Внутренних дел СССР от 27 ноября 1944 года №1687 старший лейтенант милиции Симаков Павел Александрович был назначен начальником Государственной автомобильной инспекции управления милиции УНКВД Костромской области. Штатным расписанием областная ГАИ была предусмотрена в составе: начальник ГАИ – 1; заместитель начальника ГАИ – 1, старший госавтоинспектор – 1; госавтоинспектор – 2; председатель квалификационной комиссии – 1; секретарь-машинистка-1. Первое время областная ГАИ располагала всего лишь двумя мотоциклами и одной старенькой машиной (Эмка).

Приказами начальника УНКВД Костромской области М.В. Немировским в сентябре-ноябре 1944 года старшим госавтоинспектором назначается младший лейтенант милиции Павел Иванович Дубровин, а госавтоинспекторами Виталий Лазоревич Разин и Нина Ивановна Коссова.

В 1944 году создается взвод регулирования уличного движения. Первым командиром которого был Алексей Васильевич Ковалев, затем взводом командовали Федор Иванович Куделин, Виктор Филиппович Мартынов, Михаил Михайлович Гулюгин.

Работа в 40-50-х годах мало чем отличалась от военных действий. Всплеск преступности, ликвидация вооруженных банд дезертирови уголовников, восстановление разрушенного народного хозяйства требовали от сотрудников не только фронтовой смелости и мужества, но полной самоотдачи, уважения закона.

По окончании Великой Отечественной войны в народное хозяйство стало поступать значительное количество автомобилей, прежде всего трофейной техники и за счет расформирования многих воинских частей и соединений. Кроме того, из года в год увеличивала выпуск автомашин автомобильная промышленность. В связи с этим росла интенсивность движения на дорогах страны, улицах городов и других населенных пунктов.

В то же время, особенно в первые послевоенные годы, часто использовались автомашины различных марок, нередко, у которых истекли эксплутационные сроки. Зачастую автомашинами управляли граждане, севшие за руль в силу обстоятельств, вызванных войной, , лица преклонного возраста, не пригодные по состоянию здоровья к такой работе. Не отвечало требованиям и состояние многих дорог. Все это крайне усложняло задачи милиции по обеспечению безопасности движения транспорта, поддержанию должного порядка в автохозяйствах.

На 1 июня 1945 года в Костромской области было в наличии 849 автомашин, из них: грузовых – 728, легковых – 121. Если рассматривать по районам, то в
Свердловском – грузовых – 128; легковых – 51;
Ленинском – грузовых – 172; легковых – 7;
Заволжском – грузовых – 13; легковых – 3;
Костромском – грузовых – 39; легковых – 5.

Сотрудники ГАИ добивались соблюдения автохозяйствами и водителями правил эксплуатации автомашин, следили за техническим состоянием автопарков, пресекали попытки использования автотранспорта в корыстных целях, организовывали учебу водительского состава, были инициаторами и участниками восстановления дорог. Очень нужная и важная работа проводилась милицией по учету автомототранспорта, организации его «прописки», выявлению и исследованию причин дорожных происшествий, определению мер по их предупреждению.

Подразделения ГАИ в эти годы были немногочисленными. Специалистов с высшим образованием не было. Порой даже не хватало людей, чтобы выставить посты. Один госавтоинспектор обслуживал целый район. Зарплата была не высокой, поэтому в Госавтоинспекцию не очень то и стремились.

Помимо того – постоянные проблемы с техникой. Имеющиеся на всю область несколько мотоциклов М-20 и прошедшая все эксплутационные сроки автомашина требовали постоянного ремонта. Не было спецоборудования, так необходимого для эффективной работы.

Павел Александрович Симаков отработал в должности начальника ГАИ 20 лет.

В Костроме с 1948 года началось асфальтирование улицы Советской и Советской площади. На дорожные работы было израсходовано 4068 тысяч рублей. Началось регулярное движение на 5-ти автобусных маршрутах, город получил 25 новых автобусов и 18 таксомоторов «Победа».

К 50-му году в Костроме насчитывалось 8 техникумов, в которых обучалось 8 400 человек, а в 33-х школах города училось около 20-ти тысяч детей.

Бурно развивается промышленность города Костромы. В 1952 году в строй вступил завод «Техмаш», «Строммашина», мебельная фабрика. К 1955 году территория Костромы увеличилась в два раза по сравнению с 1917 годом, а население возросло до 156, 1 тысячи человек. При заводах и промышленных предприятиях появились новые автобазы, увеличивалось количество легкового автотранспорта.

Сотрудники ГАИ уделяли большое внимание техническому состоянию автопарка. Многие автохозяйства в погоне за выполнением плана нарушали график технического обслуживания, не выполняли полностью объемов работ, зачастую выпускали на линию автомобили с дефектами, угрожающими безопасности движения.

Так, проведенная госавтоинспекторами проверка показала, что в автобазе стройтреста «Костромастрой» более половины ходовых автомобилей эксплуатировались технически неисправными. В транспортной базе хлебопекарной промышленности 40% автомобилей выходили в эксплуатацию в технически неисправном состоянии. В автохозяйстве №3 облавтотреста часть работающих автомобилей неисправна.

Нередко такая эксплуатация сопровождалась дорожными происшествиями. 23 июня автомобиль автохозяйства №3 облавтотреста ЗИС-585 МИФ 64-69 под управлением шофера Баскакова был выпущен на линию с неисправным рулевым управлением. При движении рулевые тяги на ходу разъединились и автомобиль опрокинулся под откос дороги.

П. Симаков со своим небольшим подразделением уделяли самое серьезное внимание профилактике дорожно-транспортных происшествий, контролировали, вместе с общественностью, выход и возвращение автотранспорта, боролись с недисциплинированностью водительского состава, пренебрежительным отношением к правилам дорожного движения, а во многих случаях и их незнанием.

Так в 1957 году 70% дорожных происшествий произошло по вине водителей, а 30% по неосторожности пешеходов и пассажиров общественного транспорта.

С самых первых дней образования Госавтоинспекции ее сотрудники повели непримиримую борьбу с пьянством на транспорте.

Госавтоинспекторы , проводили рейды, осуществляли контроль и проверку автомашин на дорогах, привлекали к этой работе партийные, профсоюзные организации, добровольных помощников.

Только за первое полугодие 1958 года сотрудниками ГАИ задержано за управление автомашиной в нетрезвом состоянии 46 шоферов автохозяйства №3 г.Костромы. Кроме водителей нередко приходилось задерживать и руководителей, которые сами управляли автотранспортом в состоянии опьянения. Были лишены права на управление автотранспортом: автомеханик костромского участка СМУ-21 треста «Хладопромстрой» Губанов, инженер-механик Нейского леспромхоза Осокин и ряд других.

В Костромской области, как и на территории всей РСФСР в сентябре 1958 года была проведена «Декада безопасности движения». Ее целью было сократить число дорожно-транспортных происшествий, привлечь внимание широкой общественности к вопросам предупреждения аварий и несчастных случаев на дорогах.

Это мероприятие проводилось при активном участии работников культуры, автомобильного транспорта, просвещения, здравоохранения, добровольных обществ Красного Креста, ДОСААФ, комсомольских и профсоюзных организаций, редакций местных газет.

«Декада безопасности движения» включала широкий комплекс мероприятий, направленных на массовое разъяснение населению элементарных правил движения, значение дисциплины движения. Была разработана целая программа. В нее вошли выступления сотрудников милиции, руководящих работников транспортных предприятий, знатных людей и других представителей общественности перед населением, непосредственно на предприятиях и в учреждениях, на радио и в печати. В кинотеатрах демонстрировались специальные документальные фильмы. Жителям городов и сел вручались отпечатанные обращения о соблюдении правил уличного движения.

На автобазах были проведены специальные собрания шоферов, состоялись городские и районные активы работников транспорта, на которых были подвергнуты широкому обсуждению вопросы о состоянии аварийности на транспорте, о дисциплине водителей, повышении их квалификации, улучшении технического обслуживания автомобилей.

В подготовительный период и во время проведения «декады» особо тщательно проверялось техническое состояние транспорта перед выпуском его на линию.

«Декада безопасности движения» рассматривалась не как кампания, разовое мероприятие, а как начало большой повседневной работы по улучшению организации движения.

К середине 50-х годов в обществе уже созрело понимание того, что проблема предотвращения ДТП является комплексной, требующей для своего решения усилий не только правоохранительных органов. Постановлениями Совета министров РСФСР повышалась роль министерств, ведомств, местных Советов депутатов трудящихся в осуществлении мероприятий по борьбе с аварийностью на автотранспорте, им была передана часть функций ранее относившихся к компетенции ГАИ и ОРУДов. Именно тогда в территориально-транспортных управлениях и крупных автопредприятиях вводятся должности инженеров по безопасности движения, на министерство коммунального хозяйства возлагаются обязанности заказчика оборудования для светофорной сигнализации, а на министерство путей сообщения – проведения дополнительных мероприятий по снижению уровня ДТП на железнодорожных переездах. Принимаются правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, при Городских Советах депутатов трудящихся образуются постоянные комиссии по транспорту, в обязанности которых входил контроль за деятельностью автопредприятий. Милиция впервые перестала быть единственным органом исполнительной власти, осуществлявшим деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий.

Одновременно усиливается роль общественных формирований. В автопредприятиях создаются комиссии общественного контроля за техническим состоянием автомобилей, специализированные добровольные народные дружины, товарищеские суды. МВД СССР утверждает положение о внештатных сотрудниках милиции.

В первой половине 60-х годов сооружаются стационарные посты ГАИ для осуществления надзора на загородных дорогах, внедряются в практику экзаменационные аппараты для оценки теоретических знаний кандидатов в водители, простейшие по конструкции измерители скорости движения транспортных средств. Регулировщики движения получили предметы снаряжения и спецодежды белого цвета: нарукавные краги, портупею и кобуру для пистолета.

В 1964 году областную Госавтоинспекцию возглавил Евгений Матвеевич Матвеев, который проработал в этой должности 10 лет, а взвод РУД возглавил капитан милиции Михаил Михайлович Гулюгин. Во взводе было уже 34 сотрудника: 13 сержантов, регулировщиков уличного движения, и 21 офицер, старшие инспекторы дорожного надзора.

В 1971 году приказом начальника УВД был создан дивизион РУД, который уже состоял из 70-ти сотрудников. Первым его командиром был назначен Владимир Кузьмич Летунов, затем Борис Минандрович Клюев, его сменил Василий Степанович Максимов. Виктор Филиппович Мартынов, Владимир Григорьевич Каморин, Рудольф Павлович Иванов (1989-1997 г.г.) уже были назначены командирами батальона ДПС ГАИ. Потом Шитиков Валентинович (1997-2003 г.г.), Чистяков Александр Валентинович (2004-2007 г.г.), Лебедев Александр Сергеевич (2007-2008 г.г.), Румянцев Сергей Павлович (2008…)

Служба в Госавтоинспекции, несмотря на кажущуюся на первый взгляд простым гражданам скучность и однообразность рутинной работы, на самом деле очень ответственна. Постоянное напряжение на дорожном посту, психологические и физические нагрузки, действия на пределе человеческих сил испытывает инспектор, обеспечивая безопасности дорожного движения: многочисленные архивные данные ярко свидетельствуют о таких примерах.

Апрель месяц 1960 года. Тревожная информация! Из гаража Совнархоза угнаны две автомашины. Милиционер взвода РУД А.Д.Кузнецов в это время нес службу в районе железнодорожного вокзала. И вот… на одной из автомашин он увидел знакомый номер. На требование остановиться угонщик не повиновался. Началось преследование. И только за городом после предупредительных выстрелов угонщик бросил машину в поле и пытался бежать. Но Алексей Дмитриевич догнал его и в рукопашной схватке одолел нарушителя.

В марте 1961 года при исполнении служебных обязанностей погиб командир отделения взвода РУД Костромского горотдела сержант милиции Леонид Николаевич Орлов.

Так как написал о сотрудниках Костромского ГАИ писатель, лауреат Государственной премии России В.Г. Корнилов лучше не скажешь.

… Взмах жезла, свисток, для меня неприятный, как зубная боль. Останавливаю машину на обочине. Жду. Невысокий человек в кожаной куртке мотоциклиста подходит медленно, пропуская идущие по улице машины. «Этому торопиться некуда!»- думаю я и с чувством неприязни смотрю на белый шлем с голубыми буквами «ГАИ», на погоны с тремя желтеющими на солнце звездочками. Рука у шлема – холодок официального приветствия, отчетливо строгий голос:

- Товарищ водитель, вы нарушили правила уличного движения!

Я знаю, что нарушил правила: на узкой Никитской улице со старым разбитым асфальтом обгон запрещен. Но я спешу и с растущим чувством неприязни наблюдаю, как человек в шлеме медленно, с ненужной аккуратностью раскрывает мое водительское удостоверение. Вижу устремленный на меня взгляд из-под нахмуренных бровей. Вижу глаза – голубые, но сейчас они отсвечивают неприятным металлическим блеском. И, вообще, сейчас мне все не нравится в этом старшем лейтенанте: от сверкающего на солнце шлема до запыленных армейских сапог.

Старший лейтенант не торопясь раскрывает черную тетрадь и вписывает мою фамилию в черный список штрафников. Слышу спокойный отчетливый голос: «На этот раз ограничиваюсь штрафом». Ладонь у каски, в глазах улавливаю лукавый блеск: «Безопасной дороги, товарищ водитель».

В душе сулю старшему лейтенанту черта, срываю машину с места, еду, стиснув зубы, как будто меня несправедливо и жестоко обидели.

Второй раз мы повстречались на площади у универмага «Кострома». На этот раз я был пешеход, но опять спешил… Наискосок, через площадь бежал мимо повизгивающих тормозами машин, к стеклянным дверям универмага. И опять свисток, неприятный окрик: «Остановитесь, гражданин!», плащ-накидка на плечах, мокрое от дождя лицо, устремленные на меня знакомые глаза.

- Опять спешите? – осуждающий взгляд неприветливых глаз, голос простуженный с хрипотцой – видать не очень-то уютно старшему лейтенанту здесь, на открытой площади, под холодным, осенним дождем.

- И не хочется вам дома сидеть в такую погоду! – не выдерживаю, зло говорю я.

- Очень хочется! – вдруг признается старший лейтенант, - горячего чаю хочется… А вот приходится… В такую погоду торопливый пешеход сам лезет под машину. Забывает, что есть переходы и светофоры. Пожалуйста, вот квитанция. Свою жизнь вы, кажется, тоже не бережете…

Рука привычно застывает у каски. Я ухожу. Старший лейтенант остается на посту.

Третья встреча случилась зимой. Февраль метелил. Едешь, как по воде, струящийся снег завораживает, порой теряешь ощущение дороги. Вдруг на этой белой реке я увидел мчащийся мне навстречу самосвал. Тяжелый «ЗИЛ» вилял от обочины к обочине, и на подножке его я увидел милиционера в белом шлеме мотоциклиста. Он одной рукой держался за край кузова, другой бил по стеклу кабины. Стекло наконец разлетелось. Милиционер в шлеме перегнулся в кабину, и «ЗИЛ», как укрощенный бык, остановился в пяти шагах от капота моей автомашины. Милиционер открыл дверцу, выволок из кабины на снег водителя – тупое пьяное лицо, дикий от страха, жалкий взгляд.

Старший лейтенант подошел ко мне, кутая в платок окровавленную руку. И снова я увидел знакомые голубые глаза: «Вот и еще раз повстречались!» - он улыбнулся удивительно чистой, белозубой улыбкой. «Попрошу вас помочь доставить нарушителя в город… Опасный нарушитель!» - сказал он и хитровато посмотрел на меня. Я увидел нависшую над моей машиной железную махину самосвала и понял, что старший лейтенант только что спас мне жизнь.

Этим старшим лейтенантом был старший инспектор дорожного надзора Игорь Петрович Сахаров.

В 1973 году начальником областного ГАИ назначается Владимир Александрович Семенов. В эти годы начинается развитие материально-технической базы Госавтоинспекции, строится новое здание областного ГАИ, районных отделений, на «вооружение» поступают новые автомобили и специальная техника. Больше внимания стало уделяться подготовке специалистов, профессионалов для ГАИ.

До 1970 года в Союзе существовала всего лишь одна Саратовская школа по подготовке сотрудников для обеспечения безопасности дорожного движения. К середине 70-х годов открываются прекрасно оборудованные, оснащенные новейшими техническими средствами тренажерами средние школы милиции для подготовки офицеров ДПС в Ижевске, Оренбурге, Белгороде, Орле.

В сентябре 1970 года на 3,5 месяца раньше срока в Костроме вступил в строй автодорожный мост через реку Волгу длиной 1236 метров, который связал центральные районы России с северо-восточными регионами. Сразу увеличился поток транспорта, проходившего через Кострому.

Для обслуживания трассы Кострома-Шарья был создан трассовый взвод, который обеспечивал безопасность движения на данной трассе.

В областном центре появились и первые автоматические (электрические) светофоры. СМЭУ ГАИ, которое занималось их установкой и ремонтом, как раз было создано в 70-е годы.

К сожалению, далеко не все удалось сделать в организации безопасности дорожного движения. В Костроме на Привокзальной площади и на улице Советской планировалось установить двухуровневое движение транспорта и пешеходов.

Проектировалось построить пять подземных пешеходных переходов, но ввели в строй только один. Не нашлось средств и строительной организации, способной выполнить эти работы.

С увеличением транспорта увеличилась и нагрузка на сотрудников ГАИ, появились новые виды нарушений и преступлений: угон автомашин, кражи лобовых стекол, колес, автомагнитол. Число автомобилей с каждым годом увеличивалось , все острее вставал вопрос обеспечения безопасности дорожного движения.

В 1982 году к руководству областной ГАИ приходит Геннадий Васильевич Черновалов. Именно им было сделано многое для развития и укрепления материально-технической базы ГАИ. Началось строительство станции диагностики автотранспорта, которое завершилось в 1988 году, ряд районных отделений ГАИ переехал в новые помещения, значительно обновился автопарк дивизиона РУД.

В 1983 году принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения». Это, прежде всего, повышает требования к уровню подготовки водительского состава, знанию ими правил дорожного движения.

В 80-е годы продолжала расширяться практика использования электронно-вычислительной техники в деятельности ГАИ. Наряду с уже проведенной автоматизацией сбора, обработки и анализа данных о ДТП на общегосударственном уровне были созданы информационно-поисковые системы, обеспечивающие учет и выдачу сведений об утраченных регистрационных документах, угнанных и похищенных автомобилях.

В областной ГАИ была сформирована база данных транспортных средств, находящихся на учете в ГАИ. Развитие системы информационного обеспечения подразделений службы повысило эффективность розыска похищенных и скрывшихся с мест ДТП автотранспортных средств, сократило время на рутинные операции, улучшило культуру делопроизводства.

РЭО ГАИ – это регистрационно-экзаменационное отделение Госавтоинспекции. Кто из водителей-новичков, или профессионалов не знаком с этой организацией? Именно здесь проходит регистрация вновь приобретенного или перерегистрация уже эксплуатируемого автомототранспорта. В регистрационную карточку заносятся данные о марке автомашины, ее цвете номере двигателя и рамы, данные о владельце. После этой процедуры автомобиль или мотоцикл считается зарегистрированным, выдается номерной знак. Сегодня ежедневно регистрируется до 100 единиц транспортных средств. Всего в 2008 году зарегистрировано 28 645 транспортных средств.

Именно здесь оценивается, насколько твердо начинающий водитель усвоил требования правил дорожного движения и насколько искусно овладел навыками вождения автомобиля или мотоцикла. После успешной сдачи экзаменов по ПДД и вождению вручается водительское удостоверение.

Именно здесь владельцы служебного и частного транспорта проходят государственный технический осмотр автомототранспорта, после которого водителю выдается талон о прохождении гостехосмотра.

Распад бывшего СССР, децентрализация экономики России, внедрение во многие сферы жизни рыночных отношений, переход на новые методы управления страной не могли не отразиться на деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Начало последнего десятилетия 20-го века отмечено максимальным за последние годы уровнем ДТП и резким увеличением числа краж и угонов транспортных средств.

В эти годы Госавтоинспекцией руководили Валентин Иванович Демаков (1987-1992 г.г.), Мельников Сергей Владимирович (1992 – 2008 г.г.).

Одним из первых крупных управленческих решений, призванных усилить борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте, стало новое Положение о Госавтоинспекции МВД России, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года №354. Госавтоинспекцию освободили от таких прежних функций союзной инспекции, как регистрация учебных организаций по подготовке водителей автотранспортных средств, установка и эксплуатация технических средств регулирования дорожного движения, контроль качества обслуживания и ремонта автотранспортных средств на станциях технического обслуживания. На станции диагностики города Костромы заработали 2 линии диагностирования технического состояния автомобилей, которые были укомплектованы: комплектами аппаратуры для проверки тормозной системы фирмы «МАНА», измерителями суммарного люфта для проверки рулевого управления, измерителями параметра света фар, измерителями дымности отработанных газов, газоанализаторами.

Был принят и другой важный документ – постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 года №228. Реализация положений этого документа позволила ГАИ решить острую проблему с обеспечением транспортных средств регистрационными знаками российского образца, начать производство более защищенных от подделок водительских удостоверений и регистрационных документов, использовать часть денежных средств, поступающих в местные бюджеты, на развитие материально-технической базы.
В структуру заградительной системы вошли информационный центр, межрегиональное отделение информационного обеспечения и контрольные посты милиции на автотрассах Кострома-Ярославль, Кострома-Киров, Кострома-Сусанино. Благодаря внедрению компьютерной техники и современных средств передачи информации впервые в практике Госавтоинспекции появилась возможность доступа в банк данных о находящихся в федеральном розыске автомобилях непосредственно с рабочих мест инспекторов ДПС и сотрудников других подразделений службы.

Резкий рост автомобильного парка и темпов строительства дорог, обострение криминальной обстановки в сфере дорожного движения продиктовали необходимость укрупнения ДПС – создания батальона и трассовой роты.

Строевые подразделения стали представлять собой высокоорганизованные формирования, где существует четкое распределение обязанностей между сотрудниками и все условия для их качественного выполнения. На вооружении появился мощный и скоростной автомототранспорт, современная радиосвязь, компьютеры, более современные приборы контроля скорости движения транспортных средств.


В начале 2000-х годов начал использоваться автоматизированный комплекс идентификации транспортных средств «Сова». Он позволял с 90-95% надежностью считывать регистрационные знаки на проезжающих автомобилях, сверять их с базами данных похищенного автотранпорта и транспортных средств, скрывшихся с мест ДТП или не прошедших государственный технический осмотр.
Расширение сети регистрационно-экзаменационных подразделений ГАИ в городах районного значения: Шарье, Буе, Галиче и других, оборудование их компьютерной техникой позволило в большинстве населенных пунктов ликвидировать очереди посетителей, создать благоприятную рабочую обстановку. Происходила постепенная замена экзаменационных аппаратов «Вятка» компьютерными классами на базе локальных вычислительных сетей.


Госавтоинспекция всегда была заметнее любой другой милицейской службы, которая ежедневно непосредственно на улицах и дорогах контактирует с миллионами граждан, имея при этом государственно-властные полномочия. Поэтому уровень профессиональной подготовки, выдержки и культуры, находчивости и мужества в общении с участниками движения всегда играли ведущую роль в деятельности службы.
История 1990-х и начала 2000-х годов помнит немало ярких примеров мужественных поступков сотрудников ГАИ.

… Жизнь на трассе ночью почти замирает. Изредка мелькнет неугомонный частник на юрком «жигуленке», да солидно «проурчат» большегрузные дальнобойщики.
Сергей Ромашов, помогавший в эту ночь дежурному наряду на Ярославском шоссе, привстал у окна КП: «Товарищ старшина, от Костромы машины идут». Старшина милиции Баданин вышел на трассу. Дальний свет приближающихся машин словно кинжалом вспарывал темноту сентябрьской ночи. Но у первой машины горела лишь одна фара. «Надо остановить», - подумал Юрий, – «ночью без надежного освещения недолго до беды, да и гонят что-то уж слишком быстро». Привычно взглянув на часы, отметил: «2 часа 30 минут, надо будет зафиксировать в протоколе». Краем глаза заметил, что с КП вышел напарник Сергей Денисенко. Медленно двигаясь по обочине, подал сигнал светящимся жезлом остановиться. Большегрузные КамАЗы с ревом пролетели мимо и еще увеличили скорость.

-Сережа, в машину! – крикнул Баданин.
Жигуленок засверкав проблесковым маячком рванулся в ночь от КП. Вскоре впереди красными тревожными точками засверкали красные габаритные огни КамАЗов.
- Перекоп, Перекоп!- вызывал Баданин,- только что в сторону Ярославля на большой скорости прошли два КамАЗа, на требование остановиться увеличили скорость и пытаются скрыться. В кабинах много людей. Прошу оказать помощь.


Не знал старшина, что вслед за их машиной на своем мотоцикле мчится один из дружинников Сережа Ромашов. Сердце бывшего «афганца» не позволило отсидеться на теплом КП. У Волжской птицефабрики настигли беглецов. Через систему СГУ Баданин несколько раз потребовал остановить машины. КамАЗы начали «выписывать зигзаги» на дороге, не давая возможности их обойти. Пришлось вновь пристроиться в хвост заднему. Нарушители, видя, что сотрудники милиции не делают новых попыток обойти, успокоились и перестали «выписывать кренделя». Этим и воспользовался второй экипаж в составе инспекторов А.Тихомирова и В.Щиплецова, которые подоспели на помощь.

Баданин обошел заднего и стал притормаживать его. Вскоре вся колонна остановилась. Баданин с Денисенко вышли из патрульной автомашины и направились ко второму КамАЗу. Вдруг он, взревев на больших оборотах, резко подался назад и одновременно стал разворачиваться в обратную сторону. Как в плохом сне Баданин увидел, что КамАЗ поехал на мотоциклиста, подъезжающего со стороны Костромы.

Выхватив пистолет и подбежав к капоту разворачивающейся автомашины, закричал: «Стой, стрелять буду!». КамАЗ сшиб мотоцикл, продолжая разворачиваться и накатывать на инспектора. «Макаров» коротко дважды бухнул в осеннее небо. КамАЗ, завывая на оборотах, уже выворачивал напрямую. Буквально, выскочив из-под колес, Баданин сбоку трижды выстрелил по правому переднему скату. Проскочив еще метра три, машина тяжело осела вправо. Денисенко, взлетев на подножку, рванул дверь и практически на руках вытащил водителя. Тяжко опахнуло спиртным перегаром. Сбоку кто-то перехватил руку заартачившегося нарушителя.

-Серега, цел?

- Ничего, ребята, афганская выучка помогла. Когда он меня сминал, я выбросился в сторону.

Из кабины автомашины с причитаниями выпрыгнули три ночные подружки и приятель водителя. Все в хорошем подпитии.

Когда обоих водителей доставили в наркологический диспансер, то проба на употребление наркотиков оказалась положительной. Трудно представить, что могли натворить на дороге эти одурманенные алкоголем и наркотиком горе-водители. Когда на другой день в батальоне спросили у Баданина, что у них произошло вчера на дежурстве, тот коротко ответил: «Обычное задержание».

С учетом оценки результатов работы, перспектив развития службы было разработано и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года №711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Росси., ставшей правопреемницей ГАИ. Этим документом определены были статус и структура ГИБДД, как специального органа, осуществляющего контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Принятие Указа Президента, ряда нормативных актов МВД России явилось базой для осуществления мероприятий по реформированию деятельности ГИБДД, постепенному повышению ее авторитета в обществе.

В первую очередь была изменена направленность надзорной деятельности, а именно – инспекторский состав ДПС переориентирован на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, широкое применение технических средств, позволяющих не только выявлять, но и документировать с помощью видео, фотоаппаратуры нарушения правил дорожного движения. Началось внедрение средств технического диагностирования в процедуру государственного технического осмотра автотранспортных средств, численность которых на 1 января 2009 года составила 197881 единица. Организовано систематическое изучение общественного мнения о деятельности ГИБДД, проведение мероприятий обучающего характера, направленных на популяризацию вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и создание положительного образа сотрудника Госавтоинспекции.

В настоящее время на дорогах Костромской области несут службу более 700 сотрудников ГИБДД-ГАИ, автомобильный парк вырос до 150 автомашин. Кроме того, подразделение обслуживает 59 км автодорог федерального значения, 8319 км межрайонных автодорог, 5585 км внутрирайонных дорог и 1247 км дорог в городах и населенных пунктах. В 2008 году ГИБДД взяло на себя ответственность по ограничению проезда по некоторым дорогам областного центра из-за их неудовлетворительного состояния. Это была вынужденная мера, чтобы привлечь внимание общественности, властей города к этой острой проблеме, и наконец начать ее решение. Был составлен протокол на главу администрации города Костромы с последующим ее привлечением к ответственности за плохое содержание дорог. Это был единственный прецедент в России. Действия Управления ГИБДД нашли поддержу среди населения, СМИ, депутатского корпуса. А власти города приступили к ремонту дорог.

Сегодня наряду с ветеранами подразделения, отдавшими многие годы жизни безопасности дорожного движения, такими как Исаченко Александр Олегович, Кудряшов Алексей Викторович, Панов Виталий Владимирович, Виноградов Александр Леонидович, Якимычев Александр Игоревич… работает много молодых профессионалов , готовых всегда прийти на помощь людям: Трухонин Михаил Юрьевич, Штейнмиллер Александр Анатольевич, Чернышов Сергей Валентинович, Смирнов Александр Николаевич, Кашицын Евгений Николаевич, Куницкий Алексей Федорович …
Категория: Оригинальный сценарий | Просмотров: 1417 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]