11:32 Классный час урока на тему понятие добро в нравственных исканиях человечества | |
Цели:
расширить представление детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе; формировать у ребят коммуникативные компетенции. Ход классного часа I. Мотивация к занятию (беседа). - Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? - Часто в нашей жизни встречаются люди дикие и культурные. Чем они отличаются? - С каким человеком вам приятнее общаться? II. Что такое этикет? Кто здоровается первым? Правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета много: правила поведения за столом, в гостях, в театре, на уроках. Культурный человек - это человек, который знает и выполняет правила этикета. В России первые правила поведения были записаны в книге "Домострой". "Домострой" учил "не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла". Есть в Домострое и такое золотое правило: "Чего сам не любишь, то и другим не делай". Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. А всегда ли мы выполняем этот закон? Послушайте рассказ "Кто здоровается первым?" "В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димки встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5Б. Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала "привет". Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор". - А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? (Ответы детей) Выводы: - Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым. - Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются. - Девочки должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но даже, если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает. А теперь послушайте продолжение этого рассказа. "На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие! Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. "Здравствуйте, баба Катя!2 - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики! Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: "Здравствуйте, Иван Иванович! Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: "Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего." Расстроенный, Димка пошел к 5Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию" - Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена? (Ответы детей) Выводы: Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил этикета: - Первым протягивает руку для рукопожатия всегда старший, а не младший. - Первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не делает, то здороваться за руку с ней не надо. - Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положения, не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия. III. Задачи на вежливость. В вежливости, предупредительности, тактичности проявляется доброжелательное отношение к людям. Надо знать определенные правила этикета в гостях, уметь принимать гостей. Сценка "Виктор пришел в гости" Игорь. Знаешь, Витя приходи ко мне сегодня в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Диски послушаем. Виктор. Ладно, приду. Игорь. Видимо, Виктор не придет, что-то задержало (Смотрит на часы). (В семь часов резко и сильно зазвенел звонок. Игорь пошел к двери.) Виктор. Привет. Это я. Игорь. Добрый вечер, заходи. Уже 7 часов, я перестал ждать тебя. (Виктор отправился бродить по квартире, трогая то одну, то другую вещь) Виктор. Сколько стоит? А это где покупал? (Открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину) Игорь. Витя, садись пить чай. Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А там конфеты, что ли? Давай их сюда ко мне поближе. Я знаешь, как сладенькое люблю. Виктор. (наевшись) Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. Конфеты у тебя вкусные. А диск с этим фильмом я возьму посмотреть. Я его еще не видел. Отдам как-нибудь. Обсуждение: - Правильно ли вел себя Виктор? - Какие невежливые моменты в его поведении вы заметили? - Хотели ли вы иметь такого гостя? Сценка "Рома встречает гостей" (Утро. В квартиру Ромы кто-то позвонил. Он открыл дверь и увидел одноклассника Олега.) Рома. А, это ты! Заходи и подожди меня. Мне еще нужно закончить завтрак и положить учебники в портфель. (Олег остался в коридоре возле дверей) Отец Ромы. Что же ты, сын, заставляешь гостя стоять? Предложи ему войти и присесть. Рома. Да, что с ним случиться? И так постоит. Обсуждение: - Чье поведение вам не понравилось? Почему? - Как следовало поступить Роме? Чтобы подобное не случилось с вами, послушайте, как надо принимать гостей, как вести себя в гостях, как вести себя за столом. (Выступления 2-3 учащихся). - Ребята, а всегда ли вам удается при любых ситуациях оставаться культурными и вежливыми? Предлагаю вам анкету. Анкета "Считаешь ли ты себя культурным человеком?" Если "Да", то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком "+", а те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком "-". громко кричать драться перебивать в разговоре другого человека списывать из чужой тетради во время контрольной задавать неуместные вопросы свистеть ругаться жадничать сплетничать ябедничать врать навязываться в друзья не обращать внимания, если кого-то обижают молчать, если кто-то совершил плохой поступок приставать к людям с расспросами завидовать кому-то жаловаться на кого-то быть равнодушным к чужой беде. - Скажите, ребята, какие действия вы отметили "+". Но все-таки встречаются у нас в классе такие ситуации, когда эти действия имеют место. Я хочу вам прочитать слова Ж.Лабрюйера. "Резкость, грубость, неотесанность - это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди". Как вы понимаете эти слова? Вывод: У каждого человека может случиться ситуация, в которой он может оказаться некультурным. Это его не красит. Ведь поведение человека - это зеркало. Как человек ведет себя в обществе: на улице, в школе, за столом, в театре и т.д., так к нему и будут относиться другие. Если уж такая ситуация произошла, то нужно уметь извиниться и учиться соблюдать правила этикета. Послушайте отрывок из книги И.В.Гете "Из моей жизни. Поэзия и правда" "...В некоторых вопросах собственного воспитания, право же, не следует огорчаться из-за иных недостатков и далеко ходить за средствами их искоренения, ибо многие пороки человек сам может исправить легко и играючи. В библиографическом очерке следует говорить о себе. От природы я неблагодарен так же, как и другие люди; на мгновение, рассердившись, я легко могу забыть об оказанной мне помощи и высказать самую откровенную неблагодарность. Чтобы бороться с эти, я приучил себя постоянно вспоминать, как и откуда получена любая вещь, которой я владею, подарок ли это, купил ли я ее или приобрел путем обмена. Показывая свои коллекции, я вменил себе в обязанность с благодарностью вспоминать людей, благодаря которым ко мне попала та или иная вещь. Таким образом, все вокруг начинает меняться. Дарители воскресают в нашей памяти, с их образами связываются приятные воспоминания. Неблагодарность, грубость становится невозможной, а плата добром за добро - доступной и легкой". - Прав ли великий немецкий поэт, живший в 17 веке? IV. Школьный этикет. - Скажите, а есть ли в школе свои правила этикета? Какие? Нужно ли их выполнять? Немного напомнят вам правила школьного этикета ваши одноклассники. 2-3 учащихся представляют занимательный школьный этикет. И для школы, не секрет, Есть особый этикет. Он простой, как дважды два. Ты послушай-ка, сперва, И веди себя прилично. Все понятно? Ну, отлично! Правила эти предельно просты, Если захочешь, все выполнишь ты, Кто с этикетом отлично знаком, В школу приходит не перед звонком. Снова не выполнил дома задание? Спишешь - не жди, что прибавятся знания! Вряд ли подсказкой поможешь ты другу, Только окажешь медвежью услугу. Если готов на вопрос отвечать - Руку поднял, и не надо кричать. На переменах веди себя тише, Если все крикнут - обвалится крыша. Класс - не медвежья берлога зимой, Хочешь поспать - отправляйся домой. Голод не тетка, всем это известно, Только урок - для обеда не место. Если уроки прогуливать будешь, Все, что успел изучить, позабудешь. Если учитель урок объясняет, Только невежда ему помешает. Фантики на пол бросать и бумажки Могут неряхи лишь и замарашки. Во дворе и школьном классе, Дома и когда в гостях Прост и вежлив оставайся - Это вовсе не пустяк. V. Подведение итогов. Рефлексия. Рефлексия. Подводя итоги нашего классного часа, хотелось б, чтобы каждый из вас знал правила этикета и постоянно сам боролся со своими пороками. | |
|